ЖЕНЩИНА НА КОРАБЛЕ
"Женщина на борту - быть беде!"- Объяснение этого поверья следует начать с того,что в былые времена молодые, здоровые мужчины - мореплаватели месяцами видели вокруг себя грубые физиономии себе подобных, слышали речь, пересыпанную бранью, чувствовали запах немытого мужского тела. Если среди них, волей случая, появлялась юная представительница прекрасного пола, её прелести не только привлекали моряков, но и накаляли страсти. Возникало сначало скрытое недовольство по отношению к более удачливому сопернику, а затем открытая борьба за право пользоваться благосклонностью прекрасной пассажирки или пленницы. Эта "сексуальная конкуренция" нередко приводила к печальным последствиям.
Именно поэтому возникло упомянутое поверье, именно поэтому уставы запрещали пребывание женщин на борту военного корабля. Точнее говоря, они запрещали пребывание женщин на борту при выходе корабля в море. А в порту женщины (прежде всего те, кто имели "древнейшую женскую профессию") на лодках и специальных баржах "брали на абордаж" корабли регулярного флота, разумеется, при полном содействии моряков. Единственно, что им запрещалось - иметь с собой спиртные напитки.
Примечательно, что среди представительниц прекрасного пола находились инициативные, решительные натуры, которые тайно пробирались на корабли перед выходом в море. Точнее говоря, их доставляли туда сами моряки. С этими "зайчихами" боролись способами, свойственными той эпохе. Например, Васко да Гама при подготовке к третьему плаванию в Индию "ради спасения заблудших женских душ, а также во имя избежания ссор и интриг" (это дословная формулировка) оповестил на кораблях своей эскадры и в порту, что любая женщина, найденная в ходе плавания на корабле, будет публично высечена плетьми, даже если она будет сопровождать мужа, а супруг её будет в кандалах отправлен в Португалию. Если же найденная женщина будет рабыня, её продадут при первой же возможности. Кроме того, каждый капитан, который обнаружит на своём корабле женщину и не выдаст её, потеряет свою должность.
Надо сказать, что да Гама был известен, как человек слова, но это не остановило трёх его соотечественниц. Их обнаружили только в Мозамбике, когда эскадра прошла примерно 3/4 пути. Адмирал приказал запереть "зайчих", а по прибытии в Индию привёл обещанное наказание в исполнение. Попытки представителей церкви и знати заступиться за грешниц успеха не имели.
В ходе первого французского кругосветного плавания под командованием Луи Антуана Бугенвиля имела место подобная история. Всё началось с того, что туземцы острова Таити начали оказывать "знаки галантного внимания" некоему Баре - слуге одного из учёных, принимавших участие в экспедиции. А затем и французы начали обращать внимание на то, что этот малый никогда не бреется, не раздевается, что у него неестественно высокий голос и фигура, явно не свойственная мужскому полу. При угрозе насильственного осмотра слуга расплакался и сознался, что он - девушка из Бургундии, потерявшая родственников и средства к существованию. Любовную связь с хозяином она начисто отрицала. Гуманист и интеллигент, Бугенвиль не воспользовался опытом да Гамы и ограничился арестом учёного (за нарушение правил морской службы). О дальнейшей службе Жанны Баре известно, что она поселилась вместе с хозяином на острове Маврикий, а после его смерти вышла замуж за европейского колониста.
Борьба с "женской опасностью" практиковалась и на других флотах западной Европы. Однако со временем адмиралы пришли к выводу, что нецелесообразно идти против природы.Известно, в частности, что женщины плавали на кораблях испанской "Непобедимой армады" (очевидно, полулегально), а в ХУШ веке на кораблях английского флота они пребывали уже вполне открыто. Сначало это разрешение касалось только жён и невест, причём оставаться на борту они могли только в порту и днём. В конце ХУШ столетия матросам, прослужившим пять лет, было позволено содержать на корабле своих жён. Даже в море они выходили, правда, при условии, что плавание будет непродолжительным.
Среди этих жён - мореплавательниц были представительницы разных национальностей, сословий.Роднило же их одно - сильный характер (выносливость, решительность) и, конечно, умение горячо и самоотверженно любить избранников своего сердца.
Семейное гнездо им приходилось вить в каютах и на батарейных палубах (ночью они превращались в матроские спальни), под грохот орудий и крики команд. Кстати, одна из них: "Показать ноги" ("Show Your Legs") имела прямое отношение к матросским жёнам. Её отдавали в тех случаях, когда требовалось определить количество матросов на борту. При этом супруги, если они лежали в постелях, должны были оголить ноги с тем, чтобы унтер-офицер мог сосчитать количество матросов, не путая их с жёнами.
Однако главная трудность женского бытия на корабле заключалась в том, что никаких скидок на "слабость пола" морская стихия не делала. Моряцким жёнам на кораблях приходилось терпеть качку, есть солонину (зачастую сомнительного качества), пить такую же воду и подвергаться риску утонуть, сгореть, взлететь на воздух, угодить под пулю, ядро и т.д. Например, 24 декабря 1807 года на четырёхмесячное крейсерство у французских берегов вышел английский фрегат "Ансон". Через четыре дня сильный шторм выбросил его на берег и большая часть находившихся на нём людей погибла. Впоследствии спасатели обнаружили на обломках фрегата двух женщин, находившихся на пределе физического и духовного истощения, а также трупы двух детей.
19 августа 1782 года на Портсмутском рейде во время ремонтных работ перевернулся и затонул линейный корабль "Король Георг". Из 250 женщин и детей (семьи матросов), находившихся в то время на борту, спаслось только 11 женщин.
14 февраля 1807 года у входа в Дарданеллы загорелся стоявший на якоре линейный корабль "Аякс". Попытка потушить пожар окончилась неудачей. Корабль сгорел и взорвался, когда огонь достиг крюйт-камеры. Две женщины и один ребёнок, из числа находившихся на борту, погибли.
Как видим,матросским жёнам случалось платить дорогую цену за право не разлучаться с мужьями, но, как уже отмечалось, среди них не было "кисейных барышень". Они были сделаны из другого теста. Ярость стихии, опасности войны и семейная жизнь на глазах толпы их не смущали. Более того, они даже детей рожали на кораблях.
На этих корабельных "гаменах" стоит остановиться поподробнее. Начнём с того, что жизнь на корабле, конечно, лишала матросских детей некоторых радостей, доступных их сверстникам на берегу. С другой стороны, вспоминая жизнь английских бедняков (например, по описаниям Диккенса), следует признать, что малолетние обитатели городских трущоб могли завидовать своим сверстникам на палубах кораблей, потому что у тех было постоянное жилище и гарантированный кусок хлеба. К тому же матросы-холостяки и те моряки, которые оставляли своих детей на берегу, дарили им свои отцовские чувства (играли с ними, баловали лакомствами и следили за их безопасностью). Следовательно, у матросских детей на палубах кораблей было немало опекунов и защитников. Кстати сказать, в моряцкой среде той эпохи бытовало шутливо-доброжелательное прозвище "пушкин сын" ("son of gun"). В основе его лежало, очевидно, то соображение, что ребёнок родился на батарейной палубе, в закутке между пушками, может быть, и под грохот канонады. "Дети пушек" основы флотской службы усваивали, можно сказать, с молоком матери, и не удивительно, что из их среды выходили лучшие матросы английского флота.
Из того, что было сказано о женщинах на кораблях, можно заключить, что все они (и матроски,и офицерши) были, как говорится, "бой-бабы". Более того, среди них встречались "леди удачи", то есть пиратки. Например, Анна Бонин совмещала морской разбой (вместе с мужем) с обязанностями хозяйки дома и матери семейства. Со временем женщинам вновь досталась доля оставаться на берегу и ждать мужей с моря. Так было, есть и так будет до тех пор, пока существуют море, морская служба и корабли.