Береговое Братство

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Береговое Братство » Устройство корабля » Морские узлы.


Морские узлы.

Сообщений 1 страница 30 из 127

1

Адмиралтейский якорь
якорь с двумя неподвижными рогами, имеющими на своих рогах треугольные лапы, и штоком, укрепленным на верхней части веретена в плоскости, перпендикулярной плоскости рогов. Название «адмиралтейский якорь» появилось в 1852 году после больших натурных испытаний якорей различных конструкций, проведённых Британским адмиралтейством.

Бакштаги
снасти стоячего такелажа, поддерживающие с боков рангоутные деревья, боканцы, шлюпбалки, стеньги, дымовые трубы и пр.

Бакштов
трос, выпущенный за корму стоячего на якоре судна, для закрепления шлюпок, катеров и других мелких судов.

Балясина
точеный реёк, служащий ступенькой у штормтрапа.

Банка
доска, служащая поперечным креплением набора, шлюпки и сиденьем для гребцов.

Барабан шпиля
вращающаяся часть шпиля, служащая для выбирания якорной цепи или швартовного троса.

Бензель
перевязка двух тросов тонким тросом или линем. Если она делается толстым тросом, то называется найтовом.

Беседка
деревянная доска, подвешенная на гордене и служащая сидением при подъёме людей на мачты, трубы и пр., а также при спуске за борт.

Битенг
деревянная или металлическая тумба на палубе корабля для крепления тросов.

Блок со свитнем
блок, у которого строп оканчивается свитнем. Последний служит для подвязывания блока к какому-либо рангоутному дереву или снасти такелажа.

Блоки
простейшие механизмы, служащие для подъема тяжестей, а также, для изменения направления хода тросов при их тяге.

Брам-бакштаги
снасти стоячего такелажа, поддерживающие с боков стеньги.

Брам-гинцы
маленькие тали, ввязываемые в брам-фал.

Брамсель
прямой парус, подымаемый на брам-стеные над марселем. В зависимости от принадлежности к той или иной мачте он соответственно получает название: на фок-мачте – фор-бом-брамсель, на грот-мачте – грот-бом-брамсель и на бизань-мачте – крюйс-бом-брамсель.

Брам-стеньга
рангоутное дерево, служащее продолжением стеньги.

Брам-фал
снасть бегучего такелажа брам-реев, с помощью которой поднимают и спускают брам-реи. Кроме того, им же поднимают реи под бом-салинг при постановке брамселей.

Брас
снасть бегучего такелажа, служащая для поворота рея в горизонтальной плоскости (брасопить рей).

Брашпиль
машина для подъёма якоря, в отличие от шпиля имеет горизонтальный вал.

Бросательный конец
линь, имеющий на одном конце парусиновый, набитый песком и оплетённый сверху мешочек (грузик). С помощью бросательного конца подаются на причал (или с причала на судно) швартовные тросы.

Бугель
плоское металлическое кольцо, служащее для крепления к рангоутным деревьям частей такелажа.

Бугель с обухами
стальное кольцо с приливами, имеющими отверстия, надетое (набитое) на мачту или рей для его укрепления оттяжками или для связи составных частей (мачты, рея).

Буйреп
трос, закрепленный за якорь и снабженный деревянным или металлическим поплавком (томбуем), который указывает местонахождение якоря на грунте.

Буксир
1. Трос, при помощи которого буксируют суда.

2. Буксирное судно, предназначенное для буксировки других судов.

Булинь
снасть, которой оттягивают наветренную боковую шкаторину нижнего прямого паруса.

0

2

Бушприт
рангоутное дерево, укрепленное на носу судна в диаметральной плоскости горизонтально или под некоторым углом к горизонтальной плоскости. К бушприту крепится стоячий такелаж стеньг передней мачты, а также такелаж косых парусов – кливеров.

Бык-гордень
снасть бегучего такелажа судна, с помощью которой при уборке парусов нижняя шкаторина прямого паруса подтягивается к рею.

Ванты
снасти стоячего такелажа, поддерживающие с боков и несколько сзади мачты, стеньги, брам-стеньги и т. п.

Вельпсы
выступы в виде рёбер, сделанные на барабане шпиля, чтобы наматываемый трос не скользил.

Верп
вспомогательный судовой якорь меньшей массы, чем становой, служащий для снятия судна с мели путём его завоза на шлюпках.

Веретено якоря
массивный стержень, к нижней части которого прикреплены рога адмиралтейского якоря или лапы втяжного.

Взять рифы
уменьшить площадь паруса: свёртывая его снизу и подвязывая свёрнутую часть риф-штертами у косых и шлюпочных парусов; подбирая парус кверху и прихватывая его риф-сезнями к лееру на рее – у прямых.

Выбирать слабину троса
подтягивать снасть настолько, чтобы она не провисала.

Выбленки
отрезки тонкого троса, ввязанные поперёк вант и выполняющие роль ступеней при подъёме по вантам на мачты и стеньги.

Выстрел
горизонтально расположенное рангоутное дерево, подвешенное под водой перпендикулярно борту судна. Выстрел предназначен для крепления шлюпок, а также, для посадки в шлюпки членов экипажа судна.

Гак
стальной крюк, прикрепленный к концу тросов и цепей, служащий для подъёма шлюпок, груза и для буксировки.

Галета
сухарь из ржаной или пшеничной муки, употреблявшийся на кораблях военного парусного флота при отсутствии хлеба.

Гафель
1. Рангоутное дерево, к которому пришнуровывается верхняя шкаторина косого паруса.

2. Рангоутное дерево, поднимаемое вдоль мачты под углом для несения днём на ходу флага, а ночью – гафельных огней.

Гик
горизонтальное рангоутное дерево, прикрепленное к мачте на небольшой высоте над палубой и обращённое свободным концом к корме судна. К гику пришнуровывается нижняя шкаторина косого паруса.

Гинцы
небольшие тали, подвижный блок которых ввязан в какую-нибудь снасть.

Гитовы
снасти бегучего такелажа, служащие для уборки прямых парусов и триселей. Гитовы прямых парусов подтягивают к рею шкотовые углы паруса. Гитовы триселей подтягивают парус к гафелю и мачте.

Гордень
снасть, проходящая через неподвижный одношкивный блок.

Грот
1. Прямой парус, самый нижний на второй мачте от носа (грот-мачте), привязывается к грота-рею.

2. Слово, прибавляемое к наименованиям реев, парусов и такелажа, находящихся выше марса грот-мачты.

Грот-мачта
вторая от носа мачта корабля.

Дирик-фал
снасть бегучего такелажа, служащая для подъема до места нокового конца гафеля.

Драен
инструмент для такелажных и парусных работ, представляющий собой небольшой цилиндрический кусок дерева с заостренными концами. Употребляется как рычаг при выдрайке концов.

Драйреп
снасть для подъёма марса-рея.

Дректов
якорный канат шлюпочного якоря (дрека).

Каболка
самая тонкая составная часть растительного троса, скрученная из волокон конопли, агавы или других растений.

0

3

Калышка
петля на тросе, образующаяся при его чрезмерном закручивании.

Клевант
1. Конусообразный кусок твёрдого дерева, вставляемого в узел, чтобы последний не затягивался.

2. Небольшой деревянный брусочек цилиндрической формы с круглой выточкой (кипом) посередине. Употребляется для соединения флагов с фалами, на которых они поднимаются.

Клетень
слой шкимушгара, тонкого линя или проволоки, накладываемый вокруг троса, против его спуска, с помощью полумушкеля.

Клетневание
особый вид такелажной работы, заключающийся в следующем: на тренцованный и насмоленный трос кладут клетневину по спуску троса так, чтобы каждый её шлаг перекрывал следующий. Покрыв таким образом весь трос клетневиной и укрепив её концы, приступают к наложению клетня (шкимушгар, тонкий линь или проволока) вокруг троса, против его спуска, с помощью полумушкеля.

Кливер
косой треугольный парус, ставящийся впереди фок-мачты.

Кнехты
парные металлические тумбы, отлитые вместе с основанием-плитой. Кнехты устанавливаются на палубе в носовой, кормовой части и бортов судна и служат для закрепления тросов при швартовке.

Кноп
узел в виде утолщения на конце троса для удержания или закрепления его коренного конца.

Колышка
род узла для укорачивания снасти или сделанная для каких-либо целей петля на тросе.

Конец коренной
условное название закрепленного или же не используемого в работе конца троса.

Конец ходовой
условное название того конца троса, к которому приложена тяга, а также конца троса, непосредственно используемого (перемещаемого) при завязывании узла.

Коуш
металлическое кольцо, имеющее на наружной своей поверхности желобок соответствующей толщины для троса.

Кофель-нагель
деревянный или металлический стержень с рукоятью на верхнем конце, вставляемый в гнездо кофель-планки для завёртывания на него снастей бегучего такелажа.

Кофель-планка
деревянный или металлический брус с отверстиями для кофель-нагелей, прикрепленный горизонтально на палубу у мачт и у внутренней части борта.

Кренгельс
кольцо, свитое из прядей троса. Кренгельсы заменяют стропы, вделываются в шкаторины парусов для ввязывания шпрюйтов, накладываются на брам-стеньги под брам-такелаж.

Кубрик
1. Жилое помещение для команды.

2. Название одной из палуб парусного военного корабля, на которой жила команда.

Легость
1. Небольшой мешочек, сплетённый из шнура, размером с кулак, наполненный песком. Служит грузом у бросательного конца для его подачи.

2. В торговом флоте этим термином обозначают бросательный конец.

Леер
металлический прут или туго натянутый растительный или стальной трос, используемый для привязывания парусов, стягивания тентов, сушки белья и т. д. Леерами также называются укрепленные на стойках тросы, заменяющие фальшборт судна, и тросы, натягиваемые для предотвращения падения людей за борт во время шторма.

Линёк
короткая верёвка, с палец толщиной, с узлом на конце, для наказания матросов в старом флоте.

Линь
тонкий растительный трос диаметром от 3,8 до 11,2 миллиметров, свиваемый из каболок. Для сигнальных фалов и для лаглиней употребляются плетёные лини.

Лисели
дополнительные паруса в форме трапеций, которые ставили с внешних сторон прямых парусов на лисель-спиртах.

Лисель-реёк
реёк, к которому пришнуровывается лисель.

Лисель-спирты
тонкие рангоутные деревья на фока- и грота-реях и на фор- и грот-марса-реях, служащие для постановки лиселей.

Лопарь
трос, основанный между блоками или юферсами.

Лот
прибор для измерения глубин. По принципу устройства лоты подразделяются на ручные, механические и эхолоты.

Лотлинь
линь или трос, к которому прикрепляется груз (гиря) лота.

Люверс
круглая, обмётанная ниткой или отделанная медным кольцом дырка в парусе, тенте и т. п.

Манильский трос
трос, изготовленный из волокна листьев многолетнего травянистого растения абака – прядильного банана. Манильский трос крепче пенькового на 70% и легче на 25%, он не боится морской воды. Однако его волокно менее гибко по сравнению с пенькой и не выдерживает такого сопротивления при завязывании в узлы, как пенька.

Марка
несколько плотно наложенных один к другому шлагов каболки на конце троса для предотвращения его расплетания.

Марс (марсовая площадка)
площадка на топе составной мачты, прикрепленная к лонга-салингам и краспицам. На парусных судах служит для разноса стень-вант и местом для некоторых работ при постановке и уборке парусов. На марсах военных кораблей устанавливались дальномеры и мелкокалиберные орудия.

Марса-гитовы
одна из снастей бегучего такелажа, с помощью которой убирают марсели.

Марса-драйреп
снасть бегучего такелажа марса-реев. На марса-драй-репах и марса-фалах подвешен своей серединой марса-рей, когда марсель закреплен.

Марса-рей
рей, к которому привязывается марсель. Второй снизу рей на мачте.

Марсель
второй снизу на мачте парус, ставящийся между марса-реем и нижним реем.

Мачта
вертикальное рангоутное дерево. Мачты используются для установки парусов, грузовых стрел, приборов сигнализации и связи, для подъёма флажных сигналов и т. д.

Мусинг
кноп, сделанный не на конце снасти, а в середине.

0

4

Нок
конец рангоутного дерева, расположенного горизонтально или под некоторым углом к плоскости горизонта (гика, гафаля, рея и т. д.).

Обух
болт, у которого вместо головки сделано кольцо или поковка с проушиной в верхней своей части.

Огон
кольцо из троса, сделанное на конце или в середине его. Этим кольцом обычно снасть надевается на рангоутное дерево.

Оплётка
конец снасти, заплетенной особым способом для предотвращения его от развивки. Обычно оплетками заделываются концы всего бегучего такелажа. Кроме того, оплётками покрывают сплесни на такелаже и стропах блоков, оплетают фалрепы и пр.

Отдать конец
отвернуть конец с кнехта, за который он был завёрнут, или выпустить его, если он держится в руках; отвязать и отпустить конец с берега или с другого судна.

Оттяжка
трос, укреплённый на ноке грузовой стрелы, с помощью которого грузовая стрела поворачивается вокруг вертикальной оси и закрепляется в нужном положении.

Пал
чугунная тумба, врытая в землю, или несколько свай, вбитых в грунт, за которые заводятся швартовы.

Пеньковый трос
растительный трос, изготовленный из волокон луба конопли.

Перлинь
трос кабельной работы, окружностью от 4 до 6 дюймов (102-152 миллиметра).

Перты
закрепленные под реями тросы, на которых стоят работающие на реях люди.

Прихватить
слегка закрепить: наскоро привязать. Прихватить что-либо каболкой – это значит подвязать временно.

Прядь
вторая по толщине составная часть троса, свитая из каболок. У стальных тросов пряди свиваются из оцинкованных проволок.

Раздернуть снасть
полностью отпустить, ослабить снасть.

Рангоут
деревянные или металлические - детали вооружения судов, предназначенные для несения парусов, выполнения грузовых работ, подъёма сигналов и т. д. (мачты, стеньги, реи, гафели, гики, бушприт, стрелы, выстрелы, утлегарь, лисель-спирты и пр.), которые иначе называются рангоутными деревьями.

Растительный трос
трос, изготовленный из волокон растений (конопли, абаки, агавы, кокоса и др.)

Рей
рангоутное дерево, подвешенное за середину при помощи бейфута к мачте или стеньге для постановки парусов или для крепления сигнальных фалов.

Риф-леер
снасть на прямом парусе, основанная параллельно верхней шкаторине и служащая для привязывания паруса риф-сезнями при взятии рифов.

Риф-сезень
конец, сплетённый из шкимушки. Один конец его имеет очко или кноп, удерживающий его в люверсе паруса. Служит для завязывания паруса, когда берётся риф.

Риф-штерты
короткие тросы, ввязанные в люверсы и служащие для уменьшения площади паруса при большой ветровой нагрузке на малых парусных судах.

Рундук
ящик или ларь, устанавливаемый во внутренних помещениях корабля, для хранения личных вещей.

Рым
металлическое кольцо.для закрепления тросов, блоков, стопоров, швартовных концов и т. п. Рымы устанавливаются на палубе и на фальшборте судов, в носовой и кормовой оконечностях шлюпок, а также на причалах и набережных.

Салинг
деревянная или стальная конструкция, служащая для соединения стеньги с её продолжением в высоту – брам-стеньгой, а брам-стеньги с бом-брам-стеньгой и для разноса в стороны брам- и бом-брам-вант. Салинг представляет собой раму из двух продольных брусьев – лонга-салингов, двух-трёх перекрещивающихся с лонга-салингами брусьев – краспиц и короткого бруса, параллельного краспицам, – чака.

Свайка
железный конический гвоздь (иногда изогнутый) с плоской головкой; Служит для пробивания прядей троса и других такелажных работ.

Свистов
тонкий трос, соединяющий наружные концы вымбовок, вставленных в гнезда шпиля. Применяется с той целью, чтобы вымбовки не выскакивали из своих мест, в случае если шпиль начнет вращаться в обратную сторону. Свистов служит также и для того, чтобы можно было больше поставить людей на шпиль, так как последний можно вращать за свистов с тем же успехом, как и за вымбовки.

Сей-тали
тали, основанные между двухшкивными и одношкивными блоками. Применяются для обтягивания стоячего такелажа и для подъёма грузов.

Скоба якоря
скоба, введенная своим болтом в проушину веретена якоря; служит для крепления к якорю цепного каната.

Слабина троса
провисание, излишек нетуго натянутой снасти.

Сплесень
соединение троса в месте разрыва: место, где сделано сращение оборванного троса.

Стаксели
косые паруса треугольной формы.

0

5

Стень-бакштаги
снасти стоячего такелажа, поддерживающие стеньги.

Стеньга
рангоутное дерево, служащее продолжением мачты вверх. В зависимости от принадлежности к той или иной мачте стеньгам даются дополнительные наименования: на фок-мачте – фор-стеньга, на грот-мачте – грот-стеньга и на бизань-мачте – крюйс-стеньга.

Стень-ванты
снасти стоячего такелажа, с помощью которых стеньга удерживается с боков и чуть сзади.

Стоячий такелаж
такелаж, который служит для поддержки и укрепления рангоута.

Стравливать
ослаблять, выпускать трос или снасть до отказа.

Стрела грузовая
приспособление для погрузки и выгрузки грузов. Изготовляется из дерева или металла и оснащается такелажем из стальных или растительных тросов.

Стренди
составные части троса, из которых скручиваются тросы кабельной работы. Стренди свиваются из прядей, пряди – из каболок, а каболки – из растительных волокон или из проволоки.

Строп грузовой
приспособление для подъема грузов на гаке стрелы или кране. Изготовляется из растительных или стальных тросов.

Схватка
временное прикрепление конца троса к его средине с помощью линя или шкимушгара.

Такелаж
все снасти на корабле, служащие для крепления рангоута и для управления им и парусами; разделяется на стоячий и бегучий. Первый служит для поддержки и укрепления рангоута, второй – для уборки и постановки парусов, подъёма и спуска частей рангоута, грузов и сигналов.

Тали
грузоподъемное приспособление, состоящее из двух блоков (подвижного и неподвижного), соединенных между собой тросом, один конец которого укреплён неподвижно у одного из блоков.

Талреп винтовой
приспособление для обтягивания стоячего такелажа, штуртроса, лееров и т. п.

Топ
верхний конец всякого вертикального рангоутного дерева, например мачты, стеньги, флагштока.

Топенант
снасть бегучего такелажа, прикрепленная к ноку рея и служащая для установки рея под тем или иным углом-к горизонтальной плоскости. Топенантом также называется снасть, поддерживающая нок грузовой стрелы, гика, гафеля.

Травить
выпускать, ослаблять трос или снасть.

Трап
так называют на кораблях все лестницы, где бы они ни находились и какой бы они ни были конструкции.

Трап-балка
балка, имеющая вид невысокой поворотной шлюп-балки, снабженная талями. Служит для поддерживания нижней площадки забортного трапа.

Тренд
место стыка нижних концов рогов и нижней части веретена адмиралтейского якоря.

Тренцевание
особый вид такелажной работы, заключающийся в следующем: туго растянутый и смазанный смолой трос обвивают по спуску шкимушгаром, линем или тонким тросом, носящим название «трень», чтобы заполнить ими углубления (борозды), между прядями тренцуемого троса. После этого трень прогоняют по спуску драйком, чтобы она легла вровень и заполнила промежутки между прядями. Это делают для того, чтобы воспрепятствовать скоплению воды в углублениях.

Тросы
общее наименование канатно-верёвочных изделий. В зависимости от материала тросы бывают: стальные, растительные — из волокон трав и растений (пеньковые, манильские, сизальские, кокосовые и др.), комбинированные (из стальных проволок и растительных волокон), а также из искусственных волокон (капроновые, нейлоновые, перлоновые). На военных кораблях тросы используются для стоячего и бегучего такелажа, для буксирных концов и швартовов, в погрузочных устройствах, в минно-траловом деле, для крепления предметов на корабле, такелажных работ и др.

Тяжеловес
1. Грузовое место массой 10 т и более.

2. Грузовая стрела для подъёма грузов массой более 10 т.

Утлегарь
рангоутное дерево, служащее продолжением бушприта.

Утка
точеная деревянная планка или отливка, закрепленная неподвижно и служащая для крепления тонких тросов, например флаг-фалов, фалиней.

Фалинь
трос, закрепленный за носовой или кормовой рым шлюпки.

Фок
прямой парус, самый нижний на передней мачте (фок-мачте) корабля. Привязывается к фока-рею.

Фок-мачта
передняя матча на корабле, т. е. первая, считая от носа к корме

Фок-марса-рей
горизонтальное дерево рангоута, несущее парус марс.

Фока-рей
нижний рей на фок-мачте.

0

6

Фалы
снасти, служащие для подъёма некоторых рангоутных деревьев (реев, гафелей), парусов (кливеров, стакселей), флагов. В зависимости от назначения получают дополнительные наименования, например марса-фал, кливер-фал, сигнальный фал и пр.

Фордун
снасть стоячего такелажа, являющаяся креплением стеньг. Нижние концы фордунов крепятся к бортам судна, позади вант.

Швартов
растительный или стальной трос, с помощью которого судно закрепляется у причала (швартовный трос).

Швартовка
подход и закрепление судна с помощью канатов (тросов) к причалу, пирсу, стенке или набережной, или к другому судну.

Швартовное устройство
шпили, кнехты, клюзы, киповые планки, вьюшки и пр., предназначенные для удержания судна у причала или у борта другого судна.

Шканцы
часть верхней палубы между грот-мачтой и бизань-мачтой.

Шкаторина
кромка паруса, обшитая ликтросом.

Шкентель
короткий трос с коушем или блоком, служащий для подъёма шлюпок или груза.

Шкентель с мусингами
растительный трос, на котором через каждые 30-40 сантиметров сделаны кнопы. Служит для лазания вместо трапов, например в шлюпку, стоящую под выстрелом.

Шкентросы
короткие верёвки, которые одним из своих концов крепятся за люверсы у малых оснований подвесной койки, а другим соединяются у колец, имеющих штерты.

Шкив
колесо, сделанное из металла или бакаута, насаженное на ось и имеющее по наружной цилиндрической поверхности желоб (кип) для троса.

Шкимушгар
однопрядный линь, свитый из бородочной пеньки. Обычно свивается из двух или трёх каболок.

Шкот
снасть, закрепленная за'нижний угол прямого или нижний задний угол косого паруса (шкотовый угол) и проведённая в направлении к корме судна. Шкоты удерживают в желаемом положении нижнюю шкаторину паруса. Шкотами также называют снасти, закрепленные за верхние углы аварийного пластыря.

Шлаг
петля троса, образующаяся при обнесении его вокруг какоголибо предмета.

Шпиль
большой ворот с вертикальной, осью, служащей для подъёма якоря и выбирания швартовных концов.

Штаги
снасти стоячего такелажа, поддерживающие в диаметральной плоскости вертикальные рангоутные деревья – мачты, стеньги и пр.

Штерт
короткий тонкий трос или линь, применяемый для каких-либо вспомогательных целей.

Штормтрап
верёвочная лестница с деревянными ступеньками, опущенная по наружному борту или подвешенная к выстрелу и служащая для подъёма на корабль.

Юферс
круглый деревянный блок без шкива с тремя сквозными дырами. На старинных парусных кораблях юферсы ввязывались в нижние концы вант.

0

7

Сэр. А есть картинки узлов?

Отредактировано Билли Бонс [BB] (2007-05-17 14:01:42)

0

8

Огоны. Простой огон изготовляется на швартовных тросах, бросательных концах; на вантах, штагах, фалах и на других снастях такелажа судна. Огон с коушем применяется на буксирах, тросах стоп-анкера, шкотах, подкильных концах и оттяжках пластырей, шкентелях, топенантах и оттяжках грузовых стрел, оттяжках и топриках шлюпбалок и т. д.

Отредактировано Генри Морган [BB] (2007-05-18 10:08:13)

0

9

Декоративные морские узлы. Строгие, симметричные, а нередко витиеватые и очень сложные по своей форме рисунки узлов издавна использовались в прикладном искусстве для создания геральдических знаков, гербов, эмблем, фирменных знаков, печатей и виньеток.

Отредактировано Генри Морган [BB] (2007-05-18 10:08:29)

0

10

Кнопы и мусинги. Простой кноп делается на брасиках румпелей, тросовых ручках пожарных и рабочих деревянных ведер. Мусинги изготовляются на шкентелях выстрелов и шлюпбалок, где они служат опорой для ног, а также на шкентелях шторм-трапов.

Отредактировано Генри Морган [BB] (2007-05-18 10:08:55)

0

11

Многие узлы, когда они намокнут, трудно развязать. Нередко случается, что в буквальном смысле слова концы приходится рубить. Именно для такой ситуации моряки и придумали yзел с названием “мокрый полуштык”. Его применяют для крепления фалиней и швартовов за кнехты, палы и битенги. Он рассчитан для сильной тяги и быстрой отдачи. Как бы сильно узел ни затянулся и при этом намок, его всегда можно быстро отдать.

0

12

Ведерный узел

Представьте себе, что альпинисту нужно спуститься по веревке с высоты вниз. Он идет один, и у него всего одна веревка, которая ему еще потребуется. Что сделать, чтобы, спустившись с высоты, унести с собой веревку? Очень просто: веревку нужно закрепить ведерным узлом, спуститься по ее коренному концу и рывком за длинный ходовой конец развязать узел, завязанный наверху. С помощью этого "дистанционно развязываемого” узла можно опустить из окна дома, например, ведро с водой, поставить его на землю и снова поднять веревку наверх.

0

13

Двойной рифовый узел
Иногда его называют фаловым узлом. Но моряки им почти не пользуются: для временной связки штертов и других концов им достаточно рифового узла. В словаре Владимира Даля он именуется “петельным узлом” и “репейком (бантом)”. Нередко его называют и байтовым узлом. Вяжется он так же, как и прямой узел, но во втором полуузле ходовые концы троса завязывают сложенными вдвое. Это незаменимый узел для завязывания шнурков ботинок, веревки, бантов на шее и бантиков в волосах, а также на свертках и коробках.

0

14

Калмыцкий узел

Он относится к числу практичных и надежных узлов. Его название говорит о том, как он появился в нашей стране. И хотя калмыцкие степи нс вызывают ассоциации с морем и кораблями, он издавна применяется на флоте. Зарубежные моряки его не знают, и, как это ни странно, он не фигурирует ни в одном из многочисленных пособий по вязке узлов, изданных за рубежом.

На рисунке дана принципиальная схема вязки калмыцкого узла, на которой показано лишь взаимное расположение концов троса относительно друг друга. На практике этот прекрасный узел вяжется почти мгновенно следующим образом.

Заведите ходовой конец троса за предмет и возьмите его, немного отступя от конца, сверху левой рукой большим пальцем к себе. Правой рукой наложите коренной конец поверх левого кулака, в котором уже зажат ходовой конец, и сделайте коренной частью троса полный оборот вокруг него. Затем движением левой руки переместите коренной конец под коренную часть большой петли с одновременным обносом ходового конца вокруг этой же части троса и с последующим перехватом ходового конца пальцами левой руки. После этого аккуратно протащите ходовой конец в виде петли через находящийся на кисти левой руки шлаг коренного конца (путем сбрасывания шлага) так, чтобы ходовой конец не распрямился, и коренным концом затяните узел.

Калмыцкий узел надежно держит и быстро развязывается, если дернуть за ходовой конец. Его применяют для временного крепления бросательного конца к огону швартова при подаче последнего с судна на причал. Им пользуются для прикрепления вожжей к уздечке, а также для привязывания лошади в конюшне. Если в петлю калмыцкого узла пропустить ходовой конец, не сложенный вдвое, то узел не будет являться быстроразвязывающимся. В таком виде он называется казачьим узлом.

0

15

Курьерский узел
Он служит для тех же целей, что и мокрый полуштык. После одного обноса вокруг пала ходовой конец пропускают восьмеркой вокруг коренного конца, потом складывают его вдвое и просовывают в виде петли между петлями восьмерки и коренным концом. Этот узел развязывается не так быстро.

0

16

Мельничный узел

Среди множества хитроумных узлов для завязывания мешков этот узел считается одним из наиболее распространенных. В принципе это та же восьмерка, во вторую петлю которой пропущен сложенный вдвое ходовой конец. Узел очень удобен тем, что его можно туго затянуть и быстро развязать, дернув за ходовой конец.

0

17

Пиратский узел

Принцип этого узла такой же, как и у ведерного. Разница лишь в том, что петля проводится по-иному. Этими двумя оригинальными узлами с успехом могут пользоваться скалолазы, пожарные и строители.

0

18

Развязывающаяся восьмерка

Если обыкновенную восьмерку  сделать с петлей, т. е. в последнюю ее петлю пропустить сложенный вдвое ходовой конец, то мы получим хороший быстроразвязывающийся стопор.

0

19

Развязывающийся бегущий простой узел
Бегущий простой узел можно легко превратить в быстроразвязывающийся, не изменяя его функцию, т.е. пользуясь им как бегущим, а не как быстро развязывающимся узлом. Для этого в его петлю нужно ввести ходовой конец, сложенный вдвое. В этом случае он будет обладать сразу двумя свойствами - затягиваться и быстро развязываться, если дернуть за ходовой конец, торчащий из петли. С помощью этого узла можно зачалить лодку за береговой пал таким образом, что при необходимости фалинь можно будет отдать, не выходя из лодки, дернув за ходовой конец, оставленный достаточно длинным. Это очень распространенный узел. Во всяком случае, во всем мире именно им привязывают лошадей за уздечку к привязи. Чтобы узел случайно не развязался, конец уздечки просовывают в петлю (рис. б).

0

20

Развязывающийся простой узел

Этот узел неплохо служит простейшим стопором, который можно быстро отдать даже под натяжением троса. При рывке за ходовой конец он мгновенно развяжется. Его можно применять во всех случаях, когда нужно что-нибудь временно закрепить с таким расчетом, чтобы в любую минуту можно было освободить веревку.

0

21

Развязывающийся самозатягивающийся узел
Если в петлю этого узла пропустить ходовой конец, сложенный петлей, то узел по-прежнему будет сохранять свое главное свойство, но при желании может быть быстро развязан. Для этого нужно лишь потянуть ходовой конец.

0

22

Развязывающийся ткацкий узел

Отличный ткацкий узел - “родной брат” шкотовому узлу. Его можно улучшить, если ходовой конец троса пропустить под коренной сложенным вдвое. При этом он будет держать столь же надежно, но в любую минуту может быть развязан, даже под натяжением.

0

23

Рифовый узел
Свое название он получил от слова “риф-штерт” - небольшой, ввязанный в полотнище паруса конец троса, которым “брали рифы”, т. е. связывали подобранную к нижней шкаторине паруса или к гику часть паруса, чтобы уменьшить его площадь при сильном ветре. На больших парусных судах с прямым вооружением рифы брали с помощью риф-сезней — плоских концов троса, которыми подвязывали верхнюю шкаторину паруса к риф-лееру. Риф-цггерты связывались с таким расчетом, чтобы в любую минуту в случае необходимости можно было их развязать или, как говорят моряки, “раздернуть”. Для этой цели и применялся рифовый узел. Он очень схож с прямым узлом, за исключением того, что при вязке второго полуузла его ходовой конец продевают в петлю сложенным вдвое. При рывке за ходовой конец узел мгновенно развязывается.

В морском деле этот узел применяется для связывания штертов брезентовых чехлов спасательных шлюпок, лебедок, компасов и других приборов на верхнем ходовом открытом мостике.

Этот узел известен в обиходе под названием “узел с одним бантиком”. Он знаком всем, многие завязывают им шнурки на ботинках. В принципе это простой и полезный узел.

0

24

Шлюпочный узел

Применяется при буксировке шлюпок и во время их стоянки под выстрелом у борта корабля только в тех случаях, когда в них находятся люди. Сначала ходовой конец фалиня пропускают в носовой шлюпочный рым, потом — под первую банку, далее обносят сверху вокруг второй банки, выводят конец над тросом и вновь ведут под банкой, затем конец фалиня складывают в виде петли и заводят под шлаг, сделанный сверху банки. Шлюпочный узел легко развязывается, если потянуть за ходовой конец фалиня, лежащий на банке.

0

25

“Констриктор”
“Боа констриктор” - это зоологическое название удава по-латыни. Такие змеи, как удав, питон и анаконда, как известно, убивают свою жертву, сжимая ее тремя петлями своего тела. Узел, известный во всем мире под этим названием, является одним из самых сильно затягивающихся узлов. В то же время он считается и одним из наиболее трудно развязываемых узлов. Как правило, его даже не развязывают, он служит один раз. "Констриктор" хорошо затягивается, если он завязан на круглых, не имеющих острых углов предметах; в этом случае он незаменим. Это очень полезный и важный для нашего быта узел. С его помощью можно, например, очень туго завязать мешок, вентиль камеры футбольного мяча, обжать протекающий резиновый шланг, затянуть свернутый ковер, мешок, ватное одеяло, связать руку хулигану; наложить на раненую конечность жгут и многое другое.

С помощью этого удивительного узла можно поднять тушу убитого медведя, не попортив его шкуры. Для этого надо взять драек или короткую прочную палку, вложить се в пасть зверя, за его клыки, и завязать пасть с палкой “констриктором”. Его концы прикрепить к гаку или грузовому шкентелю. Профессиональные такелажники с помощью “констриктора” накладывают временные марки на стальной трос в тех местах, где его нужно перерубить. Этим самым они предотвращают саморасплетение троса до наложения постоянных проволочных марок.

0

26

Битенговый узел

Он служит при швартовке небольших судов для зачаливания на битенг, пал или причальную тумбу. Ходовой конец фалиня или швартова обносят вокруг битенга, потом складывают его вдвое петлей и пропускают под коренной конец. Здесь петлю перекручивают один раз на 180 градусов и надевают сверху на битенг. Такой способ закрепления швартовного конца прост и вполне надежен.

0

27

Верблюжий узел

Если вам нужно привязать тонкую веревку к другой, более толстой веревке для тяги под любым углом, советуем воспользоваться этим удлинительным узлом. Будучи правильно завязан, он не скользит ни влево, ни вправо. Его всегда легко развязать даже в том случае, если он намок и сильно затянулся.

0

28

Выбленочный узел
Свое название этот узел получил из-за того, что на кораблях им издавна крепили к вантам выбленки — поперечные отрезки смоленого троса, служащие ступеньками для подъема на мачты.

Выбленочный узел состоит из двух полуштыков, завязанных в одну и ту же сторону. Это очень надежный затягивающийся узел, который безотказно держит, пока тяга приложена к обоим концам троса. Он исключительно удобен для прикрепления тросов к предметам, имеющим гладкую поверхность, как, например, мачта, рей, стрела или просто бревно. Во времена парусного флота, помимо своего основного назначения, выбленочный узел применялся для вязки коренных концов марса-драйрепов на топе стеньги.

Существуют два различных способа вязки выбленочного узла. Первый способ применяется в случаях, когда один из концов предмета, вокруг которого вяжут узел, открыт и доступен (рис. а), второй, когда трос приходится обносить непосредственно вокруг предмета (рис. б).

Диапазон применения этого узла в повседневной жизни весьма широк. С его помощью можно прикрепить веревку к гладкому столбу или перекладине, завязать мешок, натянуть веревку между двумя столбами, привязать тетиву к луку, зачалить лодку за сваю или кол, врытый на берегу, прикрепить шпагат к толстому тросу.

Выбленочный узел очень удобен для подачи инструмента на высоту (например, молотка работающим на мачте). При плетении многих видов рыболовных сетей выбленочные узлы образуют первый ряд вязки.

Однако, пользуясь выбленочным узлом, всегда следует помнить, что он надежен лишь при постоянной тяге на трос или веревку. Разновидностью выбленочного узла является буйрепный узел, служащий для крепления буйрепа к тренду адмиралтейского якоря. В последнем случае ходовой конец троса должен иметь кноп и прихватываться к веретену якоря схваткой или бензелем.

0

29

Гафельный узел

Само название уже свидетельствует о том, что он из семьи морских узлов. В наше время его уже забыли, видимо, потому, что необходимость в нем отпала. Им всегда можно воспользоваться в быту, когда возникает необходимость быстро прикрепить трос к какому-нибудь предмету цилиндрической формы.

0

30

Глухая петля
Если ходовой и коренной концы коровьего узла соединить вместе и к обоим концам приложить тягу, то полученный таким образом узел уже будет называться глухой петлей. Иногда его называют бирочным узлом, так как им очень удобно пользоваться для связывания вместе ключей, для хранения шайб и других предметов, имеющих отверстие, а также для обтягивания горловины мешка при его завязывании.

0


Вы здесь » Береговое Братство » Устройство корабля » Морские узлы.