Типы боевого построения
Существовало три основных типа построений, каждый из которых определялся положением флагманского корабля или корабля старшего офицера. При формировании построения «фронт» (line ahead), все корабли выстраивались впереди флагманского.
1). Строй «колонна» 2). Строй «фронт» и «колонна» 3). Строй «Фронт»
Положение флагманского корабля при каждом из трех типов построений
Существовало три основных типа построений, каждый из которых определялся положением флагманского корабля или корабля старшего офицера. При формировании построения «фронт» (line ahead), все корабли выстраивались впереди флагманского. При формировании построения «колонна» (line astern) все корабли следовали за флагманским. При формировании построения «фронт» и «колонна» (ahead and astern) флагманский корабль находился посередине линии кораблей. Позднее в этом столетии тактики поняли, насколько сложно кораблям, находящимся в построении типа «фронт», «колонна» или «фронт» и «колонна», приблизиться к кораблям противника. Сформировав построение борт о борт (line abreast), все корабли шли параллельно друг другу в одном направлении на расстоянии около 100 футов. Приближаясь к врагу в таком боевом порядке, корабли создавали наиболее узкий профиль для вражеских пушек. При необходимости строй мог легко перестроиться в линию и дать мощный бортовой залп.
Боевой порядок был создан для того, чтобы наилучшим образом использовать возможность каждого корабля, входящего в состав построения флота или эскадры, дать сильный бортовой залп. Во время боевого построения все входящие в него линейные корабли должны были одновременно выстрелить из своих бортовых орудий, не боясь того, что могут задеть дружественный корабль. В среднем, бортовой залп 74-х пушечного корабля – это около 900 фунтов железа, поэтому попробуйте представить себе ущерб, нанесенный во время сражения на Ниле, когда тринадцать британских 74-х пушечных линейных кораблей столкнулись с девятью французскими 74-х пушечными, тремя французскими 80-ти пушечными кораблями и 120-ти пушечным Orient («Восток»). Только при бортовом залпе тринадцати британских кораблей вылетало до шести тонн ядер. Очевидно, что мысль о 12 000 фунтах железа, летящих в его направлении, выводила из равновесия любого неприятеля.
Правила сохранения боевого построения были очень строгими. Капитан должен был занять свое место в линии и оставаться на нем во что бы то ни стало. Существовало особое расстояние, которое нужно было выдерживать в отношении впереди идущего корабля. Обычно оно составляло половину кабельтова (равнялось сотне ярдов). За любым нарушением следовал сигнал с флагманского корабля. Если капитан покидал строй без специального приказа, ему грозило судебное разбирательство и лишение звания. Единственная причина, по которой корабль имел право покинуть построение – очень серьезные повреждения на судне, при которых капитан не мог держать курс или сохранять управление.
Отредактировано Генри Морган [BB] (2007-05-12 12:04:57)