Большое влияние на эволюцию парусных судов оказала стандартизация артиллерии. На протяжении полутора веков после завершения англо-голландских войн артиллерийские орудия во флотах разных стран были одинаковыми. На нижнем деке (нижняя палуба) линейных кораблей размещались пушки калибра от 24 до 48 фунтов, на втором и третьем деках - от 9 до 28 фунтов, на полубаке и шканцах - от 6 до 18 фунтов. Все это позволило разделить военные суда на ранги. Так, в первом русском кораблестроительном регламенте, принятом в 1726г., предусматривалось 6 рангов:первые 4 отводились линейным кораблям (соответственно 100,80,66 и 54-пушечным), 5-й - 32-пушечным фрегатам , 6-й - 14-пушечным шнявам. Подобная классификация до середины XIX в. существовала и в других странах, но там к 6-му рангу обычно относились корветы, шлюпы и бриги.
Внедрение регламента дало возможность стандартизировать размерения, элементы рангоута и парусной оснастки судов. В проэктировании кораблей эмпирический подход постепенно заменялся научным - начало тому положил выполненный в 1666 г. английским судостроителем Энтони Дином математический расчет водоизмещения линейного корабля "Руперт" до его спуска на воду. В результате удалось определить ватерлинию и прорезать орудийные порты, когда судно находилось еще на стапеле. Вскоре на основе опубликованных трудов ряда европейских инжинеров возникла комплексная научная дисциплина, которую сегодня называют теорией корабля .