Береговое Братство

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Береговое Братство » Устройство корабля » Парусники средиземного моря


Парусники средиземного моря

Сообщений 1 страница 17 из 17

1

ЕГИПЕТСКИЕ ПАПИРУСНЫЕ КОРАБЛИ
Египетский корабль из папируса - один из самых древних в мире. Поначалу он представлял собой всего лишь папирусный плот, а приблизительно к 3500-му году до н.э. это уже был корабль. Использовали его почти исключительно для плаваний по Нилу. его нос и корма были специально приподняты, чтобы легче было перетаскивать через отмели. Но предусмотрев возможность еще выше приподнимать нос и корму при помощи тросов, египтяне со временем начали выходить в море. Боливийские индейцы, живущие на озере Титикака, до сих пор плавают на таких камышовых судах, называя их "тоторас".Египетские парусники строили, связывая папирусные пачки, причем снаружи располагали самые толстые из них. парус был квадратный, полотняный или из папируса. Он держался на двух реях, связанных в одну длинную, которая крепилась на двуногой мачте.
При движении вниз по Нилу ветер был всегда встречным, а при движении вверх приходилось преодолевать течение, так что парус был полезен. Плоты этого типа используются в Восточной Африке, в Персидском заливе и в Южной Америке по сей день.

0

2

ТОРГОВЫЕ И ВОЕННЫЕ КОРАБЛИ ЕГИПТЯН
Египетское мореплавание переживало славную эпоху при царице Хатшепсу и фараоне Тутмосе III. Торговые суда претерпели уже ряд изменений. Теперь они строились из более длинных досок, собранных в щиты. Длина судна достигала 30 метров. Прочность обеспечивали поперечные балки, проходившие корпус насквозь. Мачта была не двуногой, как прежде, а единым столбом, оснащенным вантами. Реи все еще делали из двух связанных половин. Увеличилось число весел - теперь их было по 15 с каждого борта. По инициативе царицы Хатшепсу в 1480 г. до н.э. экспедиция из пяти парусников этого типа достигла сказочной для тогдашних египтян земли - страны Пунт (очевидно, это - сегодняшнее Сомали) и привезла оттуда золото, слоновую кость, мирру и прочие товары. Все эти суда имели на корме характерное украшение - вырезанный из дерева цветок лотоса. Со времен фараона Сеху египтяне поддерживали торговые отношения с этой страной. Корабли достигали Красного моря по каналу, прорытому в XX в. до н.э. и разрушенному арабами Халифата в 767 г. н.э. На этих судах, все еще не имеющих киля, но уже оборудованных палубой, египтяне плавали до самой Индии. Но с развитием торгового мореплавания множились и пиратские нападения. Для защиты своих торговых кораблей от пиратов египтяне построили военный флот.
На военном судне были надстройки, откуда воины метали в противника камни, стреляли из луков и, при абордаже, дрались длинными копьями. Марс на верхушке мачты тоже служил боевым целям. На носу крепили таран, чтобы пробивать судно противника. Поднятые борта защищали гребцов. Парус был широкий, прямоугольный, без нижней реи. Он управлялся тросами. Эти суда строили финикийские плотники. Стягивающих канатов здесь уже не было, был киль и были шпангоуты. На таких кораблях солдаты фараона Рамзеса III одержали победу в первом известном истории морском сражении в 1190 г. до н.э., разгромив объединенный флот "людей моря", как называли себя филистимляне, ахейцы и данайцы. Но эта знаменитая победа Египта на море оказалась и последней, так как господство на Средиземном море перешло к финикийцам.

0

3

ФИНИКИЙСКОЕ ТОРГОВОЕ СУДНО
Финикийские торговые суда начали строить не позднее второго тысячелетия до н. э. В ту эпоху корабли Крита, Микен и Египта оставались еще хозяевами Средиземного моря. Но их господство уже катилось к упадку: финикийский флот упорно выходил на первое место. На фресках одной из египетских гробниц в 1500 г. до н.э. изображено финикийское торговое судно, очень похожее на египетские торговые суда той эпохи. Киля еще нет, шпангоутов тоже, тем не менее, это было мореходное судно. Посреди его высится мачта, несущая прямоугольный парус, закрепленный на верхней и нижней реях. Нельзя понять, имело ли судно стягивающие канаты. Финикийские корабли строили из кедра, эти доски были длиннее египетских и прочнее. Нос украшен резной деревянной лошадиной головой, корма - резным же рыбьим хвостом. Судно небольшое: в те времена плавали только в дневное время, а на ночь вытаскивали суда на берег. Финикийское торговое судно, датируемое 1250 г. до н.э., было раскопано в 1959 г. возле мыса Гелидони (залив Анталия на побережье Турции). Оно имеет в длину 10 метров. Остатки его хранятся сейчас в археологическом музее Бодрум в Турции.
Морская экспансия финикийцев началась в XII веке до н. э. Финикийцы впервые в истории мореплавания стали оснащать свои корабли шпангоутами и килем. Они строили три типа судов: маленькие каботажные, более крупные торговые - для продолжительных плаваний и, начиная с IX в. до н.э., - военные. Размеры торговых судов постепенно возрастали, а форма их становилась все более обтекаемой. Их длина доходила до 30 метров, ширина - до 10 метров, а осадка составляла 2 метра. Гребных ходовых весел уже не было, весла применялись исключительно для маневрирования в портах и в устьях рек, а также в безветрие. Суда, перевозившие ценные грузы, были оборудованы палубой с леерным ограждением.
В одном саркофаге в Сидоне найдено рельефное изображение судна с двумя прямоугольными парусами - один на грот-мачте с марсом наверху, второй - на наклонном фоке. Второй парус меньше первого. Такой второй парус ставили также римляне, обнаружив, что он повышает маневренность судна и позволяет идти вперед при боковом ветре.

0

4

БИРЕМА - ВОЕННОЕ ФИНИКИЙСКОЕ СУДНО
Торговые суда финикийцев были широкими и закругленными, а их военные корабли - длинными и остроносыми. От них требовалась высокая скорость, и эта скорость обеспечивалась прежде всего гребцами. Финикийцы первыми в мире стали конструировать военные корабли - сначала с двумя банками для гребцов и большим прямоугольным парусом, сооруженным на мачте, поставленной в середине. Под парусом судно шло очень медленно. Идти навстречу ветру и сильным волнам можно было лишь с помощью весел. К марсовой дозорной площадке на верху мачты добирались по специальному трапу, который воспроизведен на модели финикийского военного корабля, выполненной на рубеже второго и первого тысячелетий до н. э. Эта модель хранится в музее Хайфы.
Первые военные финикийские суда имели только один этаж гребцов, они назывались монерами. На носу монер не было тарана. А вот таран впервые начали ставить на двухэтажных судах - биремах. Идея тарана, безусловно, заимствована у критян. Для того, чтобы весла не путались, гребцы должны были работать в строгой координации. Для такой координации использовались флейта, барабан и пение. Барельефы из развалин дворца царя Сенхасериба изображают финикийские военные корабли VII в. до н.э. Весла верхнего яруса крепились в уключинах, нижние - проходили через бортовые люки. Над верхним ярусом гребцов располагалась боевая палуба во всю длину корабля. Снаружи бортов крепили боевые щиты, как позже это делали викинги. Учитывая, что финикийцы в свое время добирались до Балтики, можно полагать, что викинги идею размещения щитов заимствовали именно у них.

0

5

ГРЕЧЕСКОЕ ТОРГОВОЕ СУДНО
Поначалу греки не делали различия между торговыми и боевыми кораблями, разве что те галеры, которые предназначались для войны, имели экипаж, вооруженный дротиками, копьями, топорами. Сила гребцов позволяла идти вперед даже против ветра, не убирая парусов. Позднее, когда интересы греческой колонизации потребовали создания более мощного флота, торговые суда стали делать более крупными, чтоб они могли нести много товаров и людей, а паруса окончательно вытеснили весла, которые уже находили применение только для маневрирования в портах. Сегодня в музее Пирея можно увидеть модель греческого торгового судна, имевшего 22 весла. Свои торговые корабли греки строили по образцу финикийцев и критян. Поскольку у греков не было смоляных и ряда других материалов, необходимых в кораблестроении, они были вынуждены заказывать свои корабли в финикийском порту Тир. Там строили короткие и широкие суда (ширина относилась к длине, как 1:4). Малые торговые суда, ходившие между островами Эгейского моря, имели, ввиду мелководья тамошних портов, малую осадку. Их регистровое водоизмещение составляло 10-15 тонн. Более крупные корабли, рассчитанные на дальние плавания, имели водоизмещение 200- 300 тонн. Судя по кривизне кормы, эти корабли на ночь вытаскивали на берег. У них были усовершенствованные надводные борта с решетчатыми ограждениями и боковые трапы. Мачта ставилась в середине судна и несла пестрый грот. Рулевое управление осуществпялось одним или двумя веслами, закрепленными на корпусе корабля. При хорошем ветре такое судно развивало скорость до пяти узлов (9,2 км/час). Греки ввозили очень много товаров и хлеб с черноморских берегов, из Египта и Сицилии, а вывозили вино, растительное масло, мед и ремесленные изделия. Большинство продуктов перевозилось в амфорах; емкость греческой амфоры составляла в среднем 19,4 литра. Полная грузоподъемность торговых судов равнялась 10000 амфор римского образца; римская амфора вмещала 26,2 литра. Обломки греческого торгового судна, имевшего на борту 10000 амфор, после второй мировой войны были обнаружены французскими водолазами возле Марселя. Судно имело 26 метров в длину и 12 метров в ширину. Оно затонуло в 145 г. до н. э. Водоизмещение и осадка у этих судов были большие. На носу ставилась вторая наклонная мачта, она была ниже первой и несла прямоугольный или треугольный парус, особенно удобный в бурю.

0

6

РИМСКОЕ ТОРГОВОЕ СУДНО
Римское торговое судно вышло на морские просторы во II в. до н. э. Римские суда - онерарии - в основном возили товары из захваченных провинций. Общий облик этих кораблей передают рельефы и мозаики из раскопок в Остии и Помпеях. Библия сообщает нам о морском путешествии апостола Павла в Рим на корабле, который вез большой груз зерна и 276 пассажиров. Римские торговые суда были крупнее греческих. Они имели большую ширину, глубокую осадку и закругленный корпус. Водоизмещение составляло около 150 тонн. Они достигали 20 метров в длину, 6 метров в ширину, с осадкой порядка 3 метра. Самые крупные из римских торговых судов ходили регулярно на линии Александрия - Остия и перевозили в основном зерно (в их трюмах помещалось от 300 до 700 тонн зерна). Из греческих источников нам известны размеры одного из знаменитых кораблей этого типа, длина которого составляла 55 метров, ширина 15 метров, а высота от киля до верхней палубы - 13 метров. Это судно перевезло обелиск весом в 500 тонн от Гелиополиса до Рима. Значит, его водоизмещение должно было составлять по меньшей мере 1300 тонн, потому что, помимо обелиска, оно было загружено еще и 800 тоннами чечевицы.
Онерария приводилась в движение прямоугольным парусом на грот-мачте, треугольным парусом (топсель пурпурного цвета) и маленьким парусом прямоугольной формы на короткой мачте, наклоненной вперед (фок-мачта), которая служила одновременно кран-балкой. Это было единственное римское изобретение в области торгового кораблестроения. Передний парус облегчал маневренность и плавание при боковом ветре. Весла на римских торговых судах выполняли всего лишь вспомогательную функцию, хотя получали важную роль при безветрии. Характерная для этих судов приподнятая корма несла голову лебедя на длинной шее. Вместо рулевого весла - румпель, два весла с расширенными лопастями расположены позади.
Раскопки на озере Неми позволили увидеть, что парусник эпохи императора Калигулы был по скулам одет тонкими свинцовыми пластинами для защиты дерева от гниения.
Если верить Плутарху, самым крупным судном античности был корабль Гиерона Сиракузского: водоизмещение 4200 тонн, длина 150 метров, четыре тысячи гребцов. Но этот огромный по тем временам корабль совершил только одно плавание - из Сиракуз в Александрию. Судно такой величины не мог принять ни один тогдашний порт.

0

7

РИМСКИЕ БОЕВЫЕ ГАЛЕРЫ - БИРЕМА И ЛИБУРНА
Бирема - это боевая галера, приводимая в движение двумя ярусами гребцов. На грот-мачте она несла прямоугольный парус. Второй прямоугольный парус, только поменьше, крепился на второй, малой мачте впереди. Бирема была мобильнее триеры, имела возможность эффективнее использовать в бою таран, имевший форму клюва, который тоже был падающим. Кроме того бирема имела боевую башню и большой блок для разрушения корпуса вражеского корабля. Единственным недостатком судна было малое число солдат на борту. В Музее науки и техники в Милане выставлена модель биремы на 23 весла по каждому борту. Ее длина - 32 метра, ширина - 5,75 метра, осадка - 1,3 метра.
В том же музее можно увидеть модель галеры поменьше -либурны.
Либурна была введена в состав военного флота Рима по инициативе адмирала Агриппы (I в. до н. э.). Длина либурны - 29 метров, ширина - 5 метров, осадка - 1,1 метра. Парусное оснащение такое же, как у биремы, весел - по 11 по каждому борту, в один ярус. Иногда, при удлиненных веслах, на одно весло полагалось по 2-3 человека. Эта конструкция скопирована римлянами у далматинских пиратов, которых было в то время полным-полно на Средиземном море. Римляне для защиты своего торгового флота сначала скопировали пиратскую либурну, а потом стали этих же пиратов громить своим усиленным военным флотом. В 67-м году до н.э. против пиратов были брошены триремы и квинкваремы, но основная ударная сила принадлежала биремам, к тому времени уже оборудованным катапультами, и либурнам, на которых стояли тяжелые катапульты. Это было весьма грозное оружие: во вражеские корабли летели убийственные снаряды - глиняные горшки, наполненные смесью смолы и селитры, мгновенно вспыхивающей на палубе противника. При заливании такого пожара водой огонь разгорался еще пуще. Погасить пламя можно было только песком или вином. Биремы и либурны показали себя исключительно эффективными боевыми кораблями в сражениях с триерами - в большой битве между флотами Октавиана и Антония. Триеры Антония, при поддержке флота царицы Египта Клеопатры, вступили в бой с биремами и либурнами Октавиана у Акциума. Это было в 31 г. до н. э. После этого разгрома триеры, как тип кораблей, потеряли свое значение. С падением Западной Римской империи триеры вообще исчезли с морских просторов. Их окончательно вытеснили биремы и либурны. Либурна стала прообразом дромона - гребного византийского судна. Двухярусные биремы, как и галеры, продержались до конца XIII века.

0

8

ДРОМОН
После падения Западной Римской империи борьба за господство на Средиземном море велась уже между Византией и Арабским миром. Главным видом кораблей в ту эпоху стал дромон, причем с обеих сторон. Дромон - боевой корабль, пришедший на смену биремам и либурнам. Впервые дромон был спущен на воду около VI в. н.э. и продержался, в нескольких разновидностях, до XII века. Об этом судне у нас мало сведений.Одна византийская рукопись, датируемая 850-м годом, содержит гравюру, изображающую дромон того времени. Его конструкция напоминает конструкцию биремы с двумя ярусами гребцов. Дромон имел две мачты с латинскими парусами. Но самые первые суда этого типа имели один ярус гребцов, скорее напоминая либурну с одной мачтой. Позднее появились крупные двух- и трехмачтовые дромоны. Их длина варьировала от 30 до 50 метров, ширина - от 6 до 7 метров. На корме было два румпеля, у каждого борта свой. В плане они имели заостренную форму и были весьма быстроходны. Экипаж насчитывал, в зависимости от размеров корабля, от 100 до 300 человек. Существовал у византийцев и такой корабль, как хеладион, но о нем нам известно еще меньше, чем о дромоне.
Киль дромона оканчивался, как и у биремы, погруженным в воду тараном, а главным его вооружением были катапульты, метавшие огненные снаряды на большое расстояние. В носовой и кормовой части судна размещались приподнятые палубы для стрелков из лука. Мощные, тяжелые катапульты имели возможность кидать снаряды весом в 500 кг на дистанцию до 1000 метров. Вооружались дромоны также легкими огнеметами - сифонофорами, которые заливали корабли противника жидкой горящей массой (греческий огонь), состоявшей из гудрона, серы и селитры, растворенных в нефти. При малейшем контакте с водой жидкость вспыхивала. Как уже говорилось по поводу римской либурны, такой пожар только разгорался при тушении водой и гасили его лишь вином, уксусом или песком. Точный состав этой смеси, как и конструкция вооружения, не дошли до нас. От таранов противника дромоны были защищены металлической броней.

0

9

ВИЗАНТИЙСКОЕ ТОРГОВОЕ СУДНО
Когда в 395 году Римская империя разделилась на Западную и Восточную, основная часть римского торгового флота отошла на восток. Это означает, что византийские торговые корабли имели в своей основе римскую конструкцию. В VI и в VII веках, когда Византия оккупировала почти все побережье Средиземного моря, именно дромоны вели морскую торговлю на этом огромном пространстве. И только в VIII веке появилась оригинальная византийская конструкция торгового судна, которую назвали латинским парусником. Мы мало знаем его историю, хотя некоторые описания имеются в Национальной библиотеке Парижа и в библиотеке Эскуриала.
По размерам латинский парусник разделялся на большой и малый. Большой парусник имел в длину 25 метров, в ширину - 7 метров и две палубы. Но погрузка товаров производилась только через маленький люк, другого доступа в трюм не было. Во время рейса люк наглухо задраивался. Этот большой плавучий склад нес две мачты. Расположенная впереди имела, подобно римской фок-мачте, значительный наклон вперед. Вторая мачта ставилась посредине судна и была пониже. Обе они несли латинское парусное вооружение на наклонных и очень длинных реях, причем каждая рея состояла из двух частей. Такую систему парусного оснащения придумали арабы. Она позволяла очень быстро возвращаться к ветру при маневрах. Вот почему этот корабль не нуждался в веслах. Лишь два из них ставились справа и слева кормы, выполняя роль румпеля. На корме крупных латинских парусников располагалась небольшая платформа на столбиках и с крышей.
Малый латинский парусник имел только одну палубу и одну мачту, наклоненную вперед и укрепленную в середине палубы. Мачта несла латинский парус на наклонной и изогнутой к концам рее. Эти суда не имели надстроек ни на носу, ни на корме, зато их наружные борта были украшены бортиками по всей длине.

0

10

НАВА ВЕНЕЦИИ И ГЕНУИ
На смену византийским торговым пришли торговые суда городов-республик Италии. Время их расцвета - с XII по XIV век. Все эти корабли имели общее название Нава. Они не имели весел, а только паруса. Проектировали и строили эти суда Венеция и Генуя, монополизировавшие в ту эпоху всю торговлю Европы со странами Леванта. Выполнение подобных задач требовало корабля нового типа, с большой прочностью и большой грузоподъемностью, потому что перевозить приходилось огромное количество товаров, пассажиров, лошадей, вооружения и провианта. По своей ширине и осадке эти суда напоминали римские торговые корабли с выпуклыми бортами, с глубокой осадкой и высоким надводным бортом. При осадке в 6 метров, от ватерлинии до борта оставалось еще 4 метра. Нос и корма, где размещались жилые помещения, поднимались над палубой на 3-4 метра. Были навы с тремя палубами. Такое судно имело 30 метров в длину, 12 метров в ширину и брало на борт 500 тонн груза. Именно они были главным средством всех перевозок во времена крестовых походов.
Навы оставались неповоротливыми, слишком массивными судами. Нередко бывало так, что при смене галса и брасоплении парусов всем пассажирам приходилось бросаться на противоположный борт, чтоб не дать судну перевернуться. Но ведь главной задачей этих кораблей была не скорость и не маневренность, а возможность перевозить как можно больше груза. Различались одномачтовые, двухмачтовые, трехмачтовые корабли этого типа. Поначалу все мачты несли латинские паруса на наклонных реях. Со временем, когда размеры кораблей стали возрастать, выяснилось, что латинского паруса для большого судна уже недостаточно. Тогда добавили еще и прямоугольные паруса. Навы раннего периода были оснащены румпелем, но когда венецианцы и генуэзцы увидели корабли из стран Северной Европы, которые везли своих крестоносцев в Палестину, то обратили внимание на форму руля и переняли ее. Корма у Навы очень высоко поднята и укреплена бимсом.

0

11

СРЕДНЕВЕКОВАЯ ГАЛЕРА
Галера - военное весельное судно, прямой потомок дромона. Она появилась где-то около 1000-го года в торговых флотах итальянских городов-республик. Название галера происходит от названия рыбы галеос, которая имела форму шпаги (а у галеры был длинный бушприт, с острием, обшитым блестящей латунью...). В XII веке на галере было два яруса весел - это тоже традиция дромона. По каждому борту располагалось 21 весло. Но двухъярусные галеры в XIII веке сошли со сцены. Начиная с XII века гребцов рассаживали уже не по ярусам, а по рядам. Весло проходило в отверстие специальной боковой балки без уключин. Весла стали располагать не на равных расстояниях друг от друга, а группами, сначала по два весла в группе, потом - по три. На каждой скамейке размещалось по два или три гребца, посредине судна был помост для надзирателей. Галера, в которой группы составлялись из трех гребцов, называлась триерой и имела по каждому борту 40-44 весла. У ранних галер на корме оставались закругленные металлические острия, а в XIII веке вместо них стали ставить офицерскую каюту. Первые галеры были одномачтовые, но в XIII веке добавилась еще одна мачта, причем обе они несли огромный латинский парус. Реи этих парусов имели длину почти такую же, как вся галера. Но паруса считались вспомогательным средством передвижения, а главным были весла. Во время сражения паруса свертывали, а рею крепили к палубе цепью. До появления артиллерии главным оружием галеры был заостренный бушприт. Он мощным ударом вспарывал борта вражеских кораблей и ломал им весла. Отношение длины галеры к ее ширине составляло 6:1, так что если длина была 40 метров, то ширина - 6,5 метров, а осадка превышала 2 метра. Руль на ахтерштевене появился только на галерах XV века.

0

12

ГАЛЕРА НОВОГО ВРЕМЕНИ
Золотой век галер пришелся на XVI и XVII века, когда их стали украшать золотом и пурпуром, а галерные офицеры набирались из самой знатной аристократии. Сами суда и их весла непрерывно увеличивались в размерах. Но в то же время внутри галеры, в межпалубном пространстве, где сидели прикованные к скамейкам гребцы, условия были адские. К XVII веку длина галерного весла стала больше 15 метров, а его вес превышал 250 кг. Ни одному человеку не под силу было работать с таким веслом, так что на каждое сажали нескольких. В XV веке - даже по 5 человек, а в XVII веке - по 8. Увеличилась и длина галеры. Если в XV веке она составляла около 50 метров, при ширине 7,5 метров и осадке от 2,5 до 3 метров, то в XVII веке галера уже достигала в длину 57 метров, в ширину - 6,5 при осадке 2,2 метра. При расхождении отношения длины к ширине порядка 9:1 и при могучих веслах (26 по каждому борту) галеры достигали очень высоких скоростей.
В XVI веке выделялась галера двухмачтовая: одна мачта в носовой части судна, другая - посредине. В XVII веке добавилась третья мачта, но она оказалась неэффективной. На корме галер той эпохи ставили на полуюте комфортабельную жилую надстройку для командиров и офицеров. На полубаке размещали пушечную батарею, которая, в зависимости от размеров галеры, могла иметь от 3 до 7 пушек, 24- и 36- фунтовые. По бортам ставили легкие пушки. Крупнейшее морское сражение с участием галер произошло 7 октября 1571 года при Лепанто, когда 250 турецких галер вступили в бой с 210 галерами объединенного флота Венеции, Генуи, Ватикана и Испании. С каждой стороны сражалось по 80 000 человек. Союзный флот вышел победителем в основном благодаря галеасам, которые могли вести огонь через портики обоих бортов. В XVI веке появились уменьшенные типы галер, а именно галера-четвертинка, или бригантина, и полугалера - галеот.

ФРАНЦУЗСКАЯ ГАЛЕРА
После сражения при Лепанто галеры стали постепенно утрачивать военное значение, так что к середине XVIII века галерные флотилии прекратили существование. Но эти суда продолжали использоваться как плавучие тюрьмы (хотя и во времена своего расцвета они для своих гребцов оставались тюрьмами и ничем больше). Но перед тем как окончательно уйти из истории, галеры пережили еще один, последний час великой славы: это было во время царствования Людовика XIV. Французские боевые галеры той эпохи отличались исключительной роскошью отделки снаружи и роскошью офицерских помещений. Все это делалось в подражание королевской галере "Ля Реапь", корма у которой была целиком позолочена. Эта королевская галера имела 34 весла по каждому борту, меньшие галеры имели 29 весел, а рядовые - по 26 весел по каждому борту. Собственно, этот тип кораблей в то время не имел уже никакого значения, но французский военный флот сохранил их только потому, что офицерские должности на галерах традиционно принадлежали представителям аристократических семей.
Галера венецианских дожей, буцентавр, была одной из самых роскошных галер уходящей эпохи. Первый буцентавр был построен в 1311 году, а последний в 1729 году. Когда в 1790 году Венеция пала под натиском Австрии, кончилась и эпоха галер. Последний буцентавр имел 21 весло по каждому борту, причем на каждом было по 4 гребца. Длина этой галеры была 44 метра, ширина - 7,3 метра.

0

13

ГАЛЕАС
Галеас - сверхмощная галера, построенная в начале XVI века Она использовалась как галера вплоть до XVIII века, но из Средиземного моря не выходила никогда. Смысл создания галеаса был в том, чтобы обеспечить навигацию в зимнее время, потому что обычные галеры плавали только летом. Первые галеасы имели 50 метров в длину, а потом уже и 70 и 80 метров. Тридцать весел по каждому борту. Иначе говоря, галеас был задуман как комбинация галеры и галеона - типичный парусник своей эпохи (XVI-XVIIвв.). На каждое весло сажали 4-7 гребцов, они работали между палубами, чтобы не мешать ни матросам, ни солдатам. Верхняя палуба несла уже 70 пушек. Тяжелые орудия ставили на круглой площадке носовой части, откуда можно было вести огонь в любом направлении. Галеас был первым парусником, где пушки размещались не на верхней палубе по бортам, а закрывались фальшбортами. На корме галеаса ставили легкие кулеврины. Это оказалось возможным потому, что галеас был очень объемным. Его ширина достигала 16 метров, а экипаж, включая гребцов, матросов и солдат, составлял до 800 человек. Поскольку водоизмещение галеаса было около 1000 тонн, то и осадка его была глубже, чем у галеры.
Средиземноморские галеасы отличились в сражении при Лепанто, но 11 лет спустя они погибли вместе со всей испанской Армадой: англичане разгромили их в Ла-Манше.

0

14

ШЕБЕКА И ФЕЛУКА
Шебека, наряду с галерой, была самым типичным парусником Средиземного моря в XVII - XVIII веках. Момент ее появления скрывается от нас во мраке неизвестности. Возможно, это был усовершенствованный дромон с высокими бортами и малой осадкой. Явно проглядывается влияние конструкции шхуны. Сказывается также влияние арабского кораблестроения, о чем свидетельствует длинная усеченная корма, да и вся форма корпуса. Поначалу шебека имела от 30 до 40 весел, которые использовались в безветренную погоду. Позднее количество весел на одну треть уменьшилось, потому что главной движущей силой шебеки стали три латинских паруса, поставленные на три мачты. Фок-мачта наклонялась вперед, бизань-мачта отклонялась назад, а бушприт удерживал большой фок. Это судно было быстроходным и очень маневренным. Благодаря малой осадке, его широко использовали на мелководье. Пушечное вооружение было очень мощным. Все эти характеристики привели к тому, что шебека стала основой пиратского флота. Особенно грозными были такие суда у пиратов Алжира и Марокко. Их длина достигала 39 метров, ширина - 7,5 метра и осадка - 2,7 метра. По бортам стояли 8 шестифунтовых пушек, на корме - 4 двенадцатифунтовые, да по фальшбортам - 8 трехфунтовых кулеврин. Итого 28 пушек на одну шебеку! В XVIII веке этот тип судна появился в испанском и французском флотах. В том же веке возникла и новая конструкция под названием полакка. Это было судно одновременно военное и торговое, причем с очень разнообразными формами корпуса и парусного оснащения. Передняя часть корпуса полакки - как у шебеки, а задняя - как у фрегата. Наклонная фок-мачта несла большой латинский парус, грот-мачта - 2 или 3 прямоугольных паруса, а бизань-мачта - и латинские паруса и прямоугольные.
Что касается фелуки, она представляла собой двухмачтовую шебеку, очень скоростную и маневренную, с осадкой не глубже одного метра. На ней ставили от 6 до 8 маленьких пушек. Когда в море вышли большие линейные парусники, некоторые из них крепили на верхней палубе маленькие фелуки, которые служили связными судами.
Фелуки и до сих пор плавают в Испании вдоль побережья.

0

15

СРЕДИЗЕМНОМОРСКАЯ ШАЛАНДА
Слово шаланда происходит от греческого слова "хеландион" что означает "плоскодонка". Это небольшое судно с малой осадкой, плоским дном и низкими бортами. Свою классическую форму шаланды получили у англичан в XIX веке: эти суда были одинаково хороши и на Темзе, и в море. Интересная группа шаланд появилась в Средиземном море. В отличие от лондонских которые для улучшения хода против ветра ставили специальные паруса, шаланды Средиземного моря этого "трюка" не признавали. В Эгейском море греческие рыбаки ходили на маленьких шаландах без палубы (они назывались скафо) с одной мачтой и грот-парусом на шпринтове. Шпринтов представлял собой рею, которая делила прямоугольный парус на два треугольника. Такое распределение парусов оказалось очень эффективным на рыболовных судах с малой осадкой, позволяя им легко и уверенно делать повороты. Палуба, как и в старые времена, защищалась от волн натянутой парусиной. Корпус скафо выполнялся в стык, в отличие от судов Северной Европы. Ближайший родственник скафо, турецкая чектирма, имела планшир. Парусное оснащение этих судов было мальтийским. Другая турецкая шаланда, махонна, отличалась тем, что вместо шпринтова она имела длинную и эксцентрично установленную рею на низкой мачте, несущей латинский фок. Рея уравновешивалась с короткого конца противовесами.
Греческая сакколева несла один латинский парус, на фок-мачте, наклоненной вперед, имела прямоугольный парус, на бизань-мачте - опять латинский, а на бушприте - фок и, как у всех подобных судов, еще и форстаксель.

0

16

КОРАБЛИ МАЛЬТИЙСКОГО ОРДЕНА
Рыцари мальтийского ордена обосновались на Мальте в 1530 году. За пять лет до этого им пришлось покинуть остров Родос и бежать от турок. В XV веке мальтийцы считались лучшими моряками на Средиземном море, а их корабли не имели себе равных. Даже заклятые враги мальтийцев - турки смотрели на них с почтением. Крупнейшее морское сражение с турками произошло в 1565 году. Флот султана Сулеймана II выступил в составе более 160 галер, которые несли свыше 30000 отборных солдат (это не считая гребцов и матросов). В ходе жестокого сражения рыцари мальтийского ордена под командованием своего великого магистра Ла-Валетты разбили турок на голову и спасли Европу от турецкого вторжения.
Мальтийский флот состоял из галер, каждая из которых насчитывала от 26 до 30 скамей с 5 гребцами на каждой. Иначе говоря, на одной галере было 260-300 гребцов и столько же солдат. Главное вооружение такой галеры состояло из пушек по 36 и 48 фунтов в носовой части, а кроме того имелись еще две пушки по 8 фунтов и две по 6. Добавим, что 18 кулеврин и 18 баллист могли швырять снаряды, камни и куски металла во вражеские корабли. Флагманское судно мальтийского ордена, или "Великая карака", был самым крупным кораблем этой эпохи. Она имела 8 палуб, а в ее трюме хватало места на продовольствие, достаточное, чтобы полгода кормить экипаж, не заходя ни в один порт. На этом судне были свои мельницы для размола зерна и крупы, свои кузницы и огромные запасы пресной воды. Корабль облицовывался несколькими слоями металлических листов, так что огнестрельные орудия для него были не очень страшны. При своих огромных размерах это судно легко управлялось. Две грот-мачты несли 4 грота и 2 малых прямоугольных паруса, т. е. парусность была четырехэтажной. Бушприт держал 2 малых прямоугольных паруса, две бизани несли 2 латинских паруса. Экипаж составлял 300 человек.

0

17

ФОВЕТТА И ТАРТАНА
В конце XVIII века и в начале XIX века на берегах Средиземного и Лигурийского морей появилось новое судно. Его называли фоветта, но это был прямой потомок шебеки. В отличие от шебеки, у фоветты нос был высоко поднят, как и бушприт, а корпус укорочен, массивен и менее элегантен. Парусное оснащение целиком повторяло шебеку: 3 мачты с латинскими парусами. Корма французской фоветты сохраняла полностью форму шебеки, тогда как корма генуэзских и лигурийских фоветт была усечена выше ватерлинии. В XIX веке начали сочетать латинские паруса фоветты с прямоугольными парусами: французская фоветта на двух первых мачтах несла три прямоугольных и один латинский паруса на бизань-мачте. Очень интересны некоторые особенности генуэзской фоветты. Две ее передние мачты несли прямоугольные паруса, но на верхней палубе в запасе лежали две длинные реи со свернутыми латинскими парусами. Отсюда мы делаем вывод, что при необходимости прямоугольные паруса можно было заменить латинскими. Возможно, это был уникальный случай в истории мореплавания.
Одной из первых наследниц шебеки стала тартана, которая появилась в XVI веке. Это было небольшое судно, довольно широкое, с латинскими парусами и седловатой палубой. Одно время это судно было очень популярно на Средиземном море. Тартаны имели четкие национальные различия. Известны французские, испанские и албанские тартаны, но все они имели нечто общее: длина, в среднем, 18 метров, ширина - 5,3 метра. Отношение длины к ширине составляло 3,5:1. Вначале эти корабли имели 2 мачты: фок-мачту и грот-мачту. К середине XVIII века фок-мачту заменили бизань-мачтой, а традиционный латинский парус - стакселем.

0


Вы здесь » Береговое Братство » Устройство корабля » Парусники средиземного моря