Береговое Братство

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Береговое Братство » Устройство корабля » История караблестроения


История караблестроения

Сообщений 1 страница 8 из 8

1

104-х пушечник (104 Gun)
Его величие потрясает. Но даже эти слова не в силах передать ту необыкновенную мощь, которую излучает Линейный корабль Первого класса (First Rate Ship of the Line). Фантастический корабль. Как еще по-другому можно назвать подобное чудо? Рассказывая в своей книге «Военные парусники» («Fighting Sail») о HMS Victory (Корабле его величества «Победа»), Виппл (Whipple) описывает его как «огромный, устрашающий плавучий арсенал, водоизмещением 3500 тонн, длинной 226 футов (от резной фигуры на носу до старн-поста) и шириной 51 фут». Только один его руль в ширину достигал шести футов (у основания), а в длину – 38 футов, что практически равнялось высоте 4-хэтажного дома. Каждый из этих «громил», идущих по волнам, напоминал лежащее на боку 20-ти этажное здание. Представьте себе уходящее на закат огромнейшее судно с четырьмя акрами парусов, закрепленных на мачтах, которые возвышались над ватерлинией на 205 футов... Не правда ли, грандиозное зрелище? В среднем, скорость военного корабля Первого класса, идущего «на всех парусах», достигала 10 узлов. Эти величественные корабли по праву считались королями морей. Даже в то время, когда они просто стояли на якоре, для всех эти корабли являлись символом могущества и силы тех государств и правителей, которым принадлежали. При виде подобного корабля люди испытывали чувство абсолютной защищенности или всепоглощающего ужаса, но никто не мог оставаться равнодушным к его потрясающему великолепию.

Как уже говорилось в статье про Историю военного построения, система классификации судов была введена Стюартами (Stuarts) в 1633 году. В то время на кораблях Первого класса размещалось 80 (а иногда и больше) орудий. В 1637 году судостроитель Финеас Петт (Phineas Pett) сконструировал и построил для Чарльза I (Charles I) корабль под названием «Sovereign of the Seas» («Хозяин морей»). Вопреки советам своих специалистов, король пожелал, чтобы на его новом «детище» было установлено не менее ста пушек. В 1514 году, Генри VIII (Henry VIII) даровал ассоциации моряков под названием «Гильдия Святой Троицы» (Guild of the Holy Trinity) право решать, кто будет управлять судном, идущим в королевских водах. В 1604 году Джеймс I (James I) возложил на Общество Троицы (Trinity House) обязанность проводить корабли, и дал ему исключительное право выдавать капитанам лицензии на хождение по реке Темзе. Именно эта царственная организация считала, что «такой огромный корабль будет совершенно бесполезным и не сможет достойно служить Королю ни в одной части его обширных владений». Но, как бы то ни было, Петту удалось разместить 100 пушек на роскошном, 127-мифутовом «Sovereign». Возможно, именно отсюда берет начало стремление британцев как можно больше «нагрузить» свои корабли. Французы, в свою очередь, построили такое же большое по размеру судно под названием «Couronne» («Корона»), но установили на нем всего лишь 68 орудий. Почти до последней четверти XVII века британцы больше не строили трехпалубных судов, несущих сотню или больше пушек. Но между 1670 и 1673 годами они создали три новых 100-пушечных корабля. К сожалению, британцы не очень хорошо представляли себе, как построить корпус, который бы смог выдержать столько орудий. Поэтому двум из тех кораблей, «Prince» («Принц») и «Royal Charles» («Король Чарльз»), потребовалось дополнительное «опоясывание», т.е. вокруг их ватерлинии нужно было добавить обшивку для того, чтобы они стали более широкими и устойчивыми.

Тем временем французы построили первый 120-ти пушечный корабль, «Royal Louis» («Король Луи»). Его спустили на воду в 1668 году; длина этого судна равнялась 164 футам, ширина – 45 футам, осадка – 22 футам, а масса – 2000 тоннам (что было просто невероятно для того времени). «Royal Louis» стал одним из тех немногих кораблей первого класса, на которых были установлены бронзовые 48-фунтовые орудия. Однако, в 1669 году французы превзошли самих себя. В тот год в Бресте на воду был спущен корабль под названием Soleil Royale («Солнечный король»), созданный французским судостроителем, господином Л. Габеком (L. Hubac). Длина этого 104-х пушечника достигала 250 футов, а ширина – 54 футов. Он отличался отличными мореходными качествами, но прославился не только этим. Для того чтобы корабль соответствовав своему названию, которое на английском звучит как «The Sun King», его богато украсили. Придворный художник Луи XIV, Чарльз ле Брам (Charles Le Brum), придумал композицию орнамента в общих чертах. Затем, по описаниям Брама, Жан Берейн (Jean Berain), самый опытный французский рисовальщик (художник), гравер, живописец и конструктор, прозванный своими современниками «эталоном вкуса во всем, что касается украшений», создал цветные эскизы, которые до сих пор хранятся в Лувре (Париж). В свою очередь, величайший резчик по дереву времен правления Луи XIV, Антони Корсево (Antoine Corsevoix), дал жизнь этим изображениям. Многие орнаменты были покрыты позолотой или изумительно раскрашены. К величайшему сожалению, в мае 1692 года, когда этот корабль и два сопровождавших его судна стояли на мели в Шербуре, они подверглись нападению со стороны объединенной англо-голландской флотилии, состоявшей из 87 судов, и были уничтожены.

После гибели корабля «Wasa» голландцы практически перестали строить трехпалубные корабли. В промежуток между 1683 и 1695 годами они создали всего лишь 15 подобных судов. В своей книге «Боевое построение, военные парусники: 1650-1840 гг.» (Sailing Warship: 1650-1840) Роберт Гардинер (Robert Gardiner) описывает такие корабли следующим образом: «На них установлено приблизительно 90 орудий; по сравнению с кораблями других государств их надводная часть меньше: у них не было носового бака, квартердек был довольно короткий, и на нем умещалось совсем мало пушек, а полуют – совсем крошечный. В районе 1670 года такая конструкция заслужила одобрение, но голландские корабли не пользовались большим успехом и представляли собой закат «золотого века» владычества Голландии на море».

В течение всего XVII, и даже в начале XVIII века, испанцы продолжали использовать свои любимые галеоны. Некоторые из них были трехпалубными, но редко какой корабль нес больше ста орудий. Исключение составлял знаменитый «San Felipe» («Святой Филипп»), построенный по заказу короля Испании. Он был спущен на воду в 1690 году. Этот корабль нес 104 орудия, а по богатству своего орнамента мог соперничать с такими судами как «Sovereign of the Seas» и «Soleil Royale».

Когда старые корабли первого класса становились уже совсем никуда не годными, Британское Адмиралтейство, как правило, «переделывало» их, поскольку не желало умолять Парламент о выделении денег на строительство новых. Все расходы списывались по статье «текущий ремонт», поэтому членам комиссии не нужно было доказывать правительству необходимость постройки нового корабля. Старые корабли разбирали, расснащивали, тщательно изучали все их детали – проверяли, не гниет ли дерево, есть ли какие-то другие повреждения и т.п. Если в результате осмотра выяснялось, что деталь вполне пригодна, ее использовали снова. Если при создании «заново отстроенного» корабля использовался хоть один старый кусочек, такое судно уже не считалось «новым». Таким образом, в промежутке между 1697 и 1719 годами Адмиралтейству удалось построить такие корабли, как: 100 пушечный «Royal Sovereign» («Монарх») в 1701 г., 100 пушечный «St. Andrews» («Святой Эндрюс»), который в 1703 году был переименован в «Royal Anne» («Королева Анна»), 100 пушечный «London» («Лондон») в 1706 г, 100 пушечный «Queen» («Королева»), в 1715 году переименованный в «Royal George» («Король Джордж»), 100 пушечный «Britannia» («Британия») и 104-х пушечный «Royal William» («Король Вильгельм»), оба в 1719 году. 104-х пушечник «Royal William» представлял собой типичный корабль первого класса того периода. Его длина составляла 175 футов, ширина – 50 футов, осадка – 20 футов. Интересно, что после «перестройки» его тоннаж увеличился до 1918 тонн, тогда как раньше равнялся 1568 тоннам; впрочем, в то время после переоснастки «подрастали» практически все суда. Неудивительно, что за тот период не было построено ни одного «нового» корабля Первого класса.

В промежуток с 1706 по 1745 года был создан только один британский корабль Первого класса – «Victory» («Победа»). Его построили в 1733 году, а в 1744 он потерпел кораблекрушение. В 1724 году еще раз перестроили и спустили на воду «Royal Sovereign». В 1745 году по указу правительства начались работы над двумя новыми кораблями первого класса. В 1746 году был спущен на воду «Royal George» («Король Джордж»), а вот новой «Britannia» («Британия») пришлось ждать до 1751 года из-за проблем с финансированием.

В 1759 году был восстановлен киль одного из самых известных деревянных военных кораблей Первого класса. Однако, «Victory», созданный по проекту Томаса Слейда (Thomas Slade), старшего конструктора Королевского флота, был спущен на воду только в 1765 году. По тем временам его стоимость составила 63,176 фунтов. После того, как судно совершило несколько рейсов, его стали использовать как совершенно обычный корабль вплоть 1778 года, когда Франция присоединилась к Американской революции. Корабль его величества HMS «Victory» не только один из самых старых сохранившихся деревянных военных кораблей, но и самый знаменитый.

В 1781 году «Victory» под флагом адмирала Ричарда Кемпенфельта (Richard Kempenfelt) столкнулась с флотилией французских судов, сопровождавших колонну военного транспорта. Прямо под носом у французского эскорта Кемпенфельту удалось ограбить целую колонну. В 1793 году этот корабль переоснастили, а также установили на нем дополнительные орудия. На такое «переоборудование» ушло 15,372 фунта. В 1797 году, покидая мыс Сент Винсент (St. Vincent), адмирал Джон Джервис (John Jarvis), под командованием которого было 14 линейных кораблей, вступил в сражение с испанской эскадрой, насчитывавшей 27 судов. Эту эскадру возглавлял адмирал де Кордова (De Cordova). Несмотря на то, что испанцы имели численное превосходство, Джервису удалось захватить два линейных корабля противника, «Salvador del Mundo» и «San Josef» (оба несли по 112 пушек), 80-ти пушечный «San Nicholas» и 74-х пушечный «San Ysidro».

В октябре 1797 года комиссия признала «Victory» непригодным к дальнейшим рейсам по техническому состоянию; тогда было решено переделать это 32-х летнее судно в корабль-госпиталь. Но судьба распорядилась иначе. 8 октября 1799 году, возвращаясь на родину, в Плимут, корабль его величества, HMS «Impregnable» («Неуязвимый») сел на мель в Чичестере (Chichester). Поскольку было просто невозможно сдвинуть судно с места, его пришлось разбирать. В ходе очередной проверки пришли к выводу, что «Victory» нуждается в «легкой починке», на которую требовалось где-то 23,500 футов. Поскольку Адмиралтейству был необходим трехпалубный корабль, смету одобрили, и в 1800 году на судостроительном заводе в Четмене начались ремонтные работы. В результате «легкая починка» обошлась в 70,933 футов. Согласно официальному веб-сайту корабля HMS «Victory», на нем были проведены следующие работы (помимо просто ремонтных): «его модернизировали, с кормы убрали открытые галереи и огородили всю палубу целиком. На нижней орудийной палубе прорезали две дополнительные бойницы, а склад боеприпасов обшили медью. Массивный, богато украшенный резной нос корабля, который практически совсем сгнил, заменили более легкой и простой конструкцией, сохранившейся и по сей день. Вместо мачт, сделанных из цельного ствола дерева, установили составные – т.е. сделанные из нескольких кусков ствола, которые в свою очередь были скреплены между собой железными обручами. Корабль перекрасили в черно-желтый цвет (именно таким он и предстает перед нами сейчас), но крышки бойниц оставили желтыми, как и раньше. В черный цвет их перекрасили позже, когда расцветка «как у корабля Нельсона», стала стандартной (что произошло после битвы при Трафальгаре)». Изменения коснулись и судовых орудий – все 42-х фунтовые пушки на перегруженной нижней палубе уступили место 32-х фунтовым.

14 мая 1803 года, «Victory» под командованием своего нового капитана, Томаса Харди (Thomas Hardy), отправилась в плавание по Средиземному морю. Примечательно, что корабль шел под новым флагом. С того момента Лорд Нельсон (Lord Nelson) и HMS «Victory» неразрывно связаны исторически. 21 октября 1805 года HMS «Victory» (вместе с 26 другими линейными кораблями) помог одержать потрясающую победу над объединенным французско-испанским флотом, состоявшим из 33 линейных кораблей, 17 из которых были захвачены, а один, «Achille» («Ахиллес»), просто разнесен в щепки. Флот Наполеона больше не представлял угрозы. Но Британия заплатила за это высокую цену – в том сражении Лорд Нельсон был смертельно ранен французским стрелком. Он погиб на борту своего любимого корабля «Victory». Это судно, сильно поврежденное в бою, на буксире оттащили в Гибралтар на починку, а потом переправили в Портсмут.

В 1812 экипаж HMS «Victory» был распущен, и, казалось, длительная и славная карьера этого военного корабля завершилась. Но он продолжал службу. В 1824 году «Victory» стал флагманским кораблем Командира порта (Port Admiral). В 1831 году, после очередной ревизии, его пометили на списание. Однако супруга Первого морского лорда (начальника главного морского штаба Англии) (First Sea Lord) вступилась за него и попросила своего мужа сохранить старый корабль. Как мог он, Томас Харди, отказать ей? Так, в 1889 году, HMS «Victory» стал флагманским кораблем Командующего королевским флотом (Commander-in-Chief).

0

2

64-х пушечник / Линейный корабль третьего класса (64 Gun / The Third-Rate Ship of the Line)
Основное назначение: Демонстрирует силу
Длина по ватерлинии: 56 м
Ширина: 14 м
Грузоподъемность: 1500 тонн
Количество полигонов в трехмерной модели: 220,000
Вооружение верхней палубы: На каждой стороне по 8 легких пушек (всего 16)
Вооружение верхней орудийной палубы: На каждой стороне по 15 пушек среднего веса (всего 30)
Вооружение орудийной палубы: На каждой стороне по 14 тяжелых пушек (всего 28)
Погонные орудия: 2 легкие пушки
Орудия кормовой башни: 2 тяжелые пушки

История

Ни одно другое судно времен царствования парусников не вызывает ощущения такой мощи и величественности, как Линейный корабль. В предыдущей главе мы рассказывали о боевом построении, а теперь давайте поговорим о тех кораблях, которые имели право в нем участвовать. Происхождение современного термина «Линкор» (Battleship) идет именно от линейных кораблей, да и построены линкоры с той же целью. Что же это за цель? Если говорить просто, линейные корабли должны были по команде произвести мощный разрушительный бортовой залп и нанести повреждения противнику. В предыдущей статье говорилось, что существовало три класса линейных кораблей. В этом разделе речь пойдет о кораблях третьего класса.

Линейные корабли всех трех классов берут свое начало от так называемых «Великих кораблей», которые в свою очередь являются потомками галеонов. В 1511 году шотландским королем Джеймсом был спущен на воду Great Michael («Великий Мишель»). Длина этого корабля составляла 240 футов, ширина – 35 футов, вооружение состояло из 27 пушек. Желая превзойти его, в 1514 году король Генри VII построил Henry Grace a Dieu. На этом корабле, впоследствии переименованном в «Great Harry» («Великий Гарри»), было размещено 150 орудий. С этого момента родилась и стала развиваться идея «великих» кораблей. В 1608 Финис Петт (Phineas Pett) начал строить первый из классических великих кораблей Prince Royal («Принц») для Джеймса I. Этот корабль стал образцом, на который равнялись строители последующих линейных военных кораблей. Ушли в прошлое сложные носовая и кормовая рубки, за счет которых караки и первые модели галеонов были довольно неустойчивыми. На квартердеке и носовом баке Prince Royal не было тяжелых орудий, только легкие пушки, способные разнести вражеские палубы. На его верхней палубе были установлены более легкие пушки, по сравнению с теми, которые заполняли две нижние; а в целом на трех палубах этого корабля размещались 100 орудий.

Позднее, строя 64-х – 120-ти пушечные корабли, строители в основном придерживались той же конструкции. В 1650-х годах все корабли третьего класса относились к фрегатам. К 1720-м годам на самом маленьком корабле третьего класса было 50 орудий. К 1750-м годам был введен новый стандарт - минимальное число пушек должно составлять 64. Корабли, служившие образцами для наших игровых моделей, были вооружены 64 – 80 пушками.

Линейные корабли были похожи на тяжелых рыцарских коней. Они участвовали в сражениях или бороздили просторы открытого моря, ходили поодиночке или в составе небольших эскадр, свидетельствуя о независимости того государства, которому служили.

Основной причиной, по которой в начале XVIII века Британия стала ведущей морской державой, послужило то, что другие государства просто «сошли с дистанции». Но ее корабли не отличались хорошей конструкцией и были гораздо старее, чем многие другие. Вероятно, 70-ти пушечные двухпалубники были лучшими среди всех остальных кораблей британского флота, но их вооружение составляли только легкие 24-фунтовые орудия. 60-ти и 50-ти пушечные корабли считались недостаточно большими и сильными, чтобы выступать в боевом построении.

Между тем, французскому морскому ведомству в 1720 году принадлежало всего лишь сорок кораблей, и оно находилось в упадке. Признав к 1730-му году, что Франция никогда не догонит Британию по количеству судов, управляющий Королевским флотом при Луи XV, Жан-Фредерик Фелиппе Морепа, граф Морепский, которого обычно называли просто Морепа, решил, что нужно практически прекратить строительство трехпалубных судов и сосредоточиться на трех основных типах двухпалубных кораблей – 64-х -, 74-х - и 80-ти пушечном. В 1733 году в Тулоне был спущен на воду французский корабль Eole. Вооруженный 64-мя пушками, он был шире и глубже по сравнению со своими предшественниками, и стал образцом для многих других кораблей, построенных по его подобию. В свою очередь, британцы тоже начали создавать больше 64-х пушечных судов.

После окончания Войны за Наследство (War of Succession) в 1713 году, Испанский флот тоже был в плачевном состоянии. В 1719 году в его составе было всего лишь 26 линейных кораблей, которые должны были защищать огромную колониальную империю. Но к 1720-му году началось возрождение испанского кораблестроения. В тот год испанский морской офицер по имени Газтанета (Gaztaneta) разработал схему нового 60-ти пушечного линейного корабля (или navio по-испански). Основной упор был сделан на сочетании скорости, маневренности и военной мощи. Его модель была значительно длиннее и уже по сравнению с традиционной конструкцией, в особенности это касалось первой орудийной палубы. Подобные корабли строились в основном под текущие нужды Испании, а не для того, чтобы участвовать в традиционных морских баталиях. Их использовали для охраны колон, передачи сообщений, для патрулирования или разведки. По сравнению с французскими и британскими кораблями, испанские суда были довольно легко вооружены. На их нижней палубе размещалось двадцать четыре 18-фунтовых орудия, на верхней – двадцать шесть 12-фунтовых, а на носовом баке и квартердеке – десять 6-ти фунтовых.

В период между 1720 и 1790 годами Испания полностью перестроила свой флот, а вначале были переоборудованы сами верфи. Только четыре или пять из них занимались строительством испанских линейных кораблей (navio):

Гавана, Куба
За девяносто семь лет здесь, на верфи Астилеро реал (astillero real), построили 197 судов, среди которых были и 120-ти пушечный Santissima Trinidad, и 12-ти пушечный Nuestra Senora de Loreto. Куба обладала богатыми природными ресурсами и хорошо охранялась, поэтому стала идеальным местом для строительства и спуска на воду новых судов. Спущенный на воду в 1739 году корабль Princesa (70 пушек) в 1740 году в одиночку сражался с тремя британскими кораблями. Именно тогда британцы впервые столкнулись с высоким качеством постройки и конструкции испанских судов. Но в конце концов Princesa, также как и еще тридцать четыре линейных корабля Испании, была вынуждена долгое время (20 лет) служить Британскому флоту.

Эль-Ферроль, Испания
В период между 1720 – 1790 годами здесь было построено пятьдесят кораблей. В 1735 году на воду был спущен Guerrero (74 пушки), который дольше всех прослужил в век парусников: целых 89 лет! Этот корабль был лучшим образцом конструкции и прочности.

Гарнизо, Испания
В 1732 году недалеко от Сантандера (Santander) был спущен на воду первый испанский трехпалубный корабль Real Felipe (114 пушек). В общей сложности здесь было построено еще тридцать семь подобных судов, включая San Jose (112 пушек). В сражении у Мыса Св. Винсента этот корабль был захвачен Нельсоном, переименован в San Josef («Святой Джозеф») и стал его первым флагманским кораблем. То, что выдающийся капитан выбрал иностранное судно, лучше всего подтверждает высокое качество испанского строительства.

Картахена, Колумбия
Здесь было построено девяносто кораблей, в основном оказывавших самую разную поддержку галеонам. Эти суда, так называемые Galeones a Tierra Firme y Peru, ходили между Кадисом и Картахеной.

Ла Карраки, Испания
За все время на вервях Кадиса было построено всего лишь семь линейных кораблей, большинство из которых были 60-ти пушечными и служили для сопровождения колон.

Так же, как и французы, испанцы сосредоточились на строительстве более крупных судов под данное количество пушек. Испанский 70-ти пушечный корабль по размерам был почти такой же, как и французский 74-х пушечный. В первой половине XVIII века Испания тоже построила несколько 74-х пушечных кораблей. Во однои из сражений ее Princesa поразила британский военный флот, о чем мы уже рассказывали раньше. Этот корабль был вооружен двадцатью восемью 24-фунтовыми, тридцатью 18-ти фунтовыми и шестнадцатью 8-ми фунтовыми орудиями. Его длина составляла 165 футов, ширина – 50 футов, осадка – 22 фута, а масса – 1709 тонн. Однако, в основном, Испания строила 60-ти пушечные суда, и иногда 50-ти пушечные. В Испании не существовало какой-либо классификации кораблей, и любое судно, имевшее на борту свыше 50-ти пушек, считалось достаточно большим и имело право входить в боевое построение.

В 1743 году в Вулидже был спущен на воду британский 64-х пушечный корабль Northumberland («Нортумберленд»). Его длина составляла 159 футов, ширина – 44 фута, осадка – 19 футов, а масса – 1300 тонн. На нижней палубе корабля размещались 32-х фунтовые, а на верхней – 18-ти фунтовые орудия. К 1758 году на нижней палубе 64-х пушечного корабля устанавливали 24-фунтовые, на верхней – 12-фунтовые, а на квартердеке и носовом баке – 9-ти фунтовые орудия.

Также в этот период Франция разрабатывала новую модель 74-х пушечного корабля. В его основу была положена удачная конструкция корабля Eole. Получившимся судном стало гораздо легче управлять; к тому же благодаря его большим размерам и замене пушек надводной части орудиями более крупного калибра с орудийных палуб, оно несло неминуемую гибель врагу. На нижней палубе в старых моделях кораблей было размещено двадцать шесть 24-фунтовых, на верхней – двадцать восемь 18-фунтовых, на носовом баке, квартердеке и корме – двадцать легких орудий. А в новых моделях пушки на палубах распределялись следующим образом: двадцать восемь 36-ти фунтовых на нижней, тридцать 18-ти фунтовых на верхней, четыре погонных на корме, две на носу и ни одной на полуюте и квартердеке.

В процессе разработки в 1737 году в Тулоне французы построили 74-х пушечный Terrible («Ужасный»). Длина корабля была увеличена со 152 до 156 футов, но его мореходные качества оставались невысокими. Однако позже, в 1744 году в Рочфорте (Rochefort), французы построили Invincible («Непобедимый»). Его длина составляла 171 фут, ширина – 49 футов, осадка – 21 фут, а масса – 1793 тонны, что на 400 тонн превышало массу его британского современника, 70-ти пушечного Establishment («Истеблишмент»).

Корабль Invincible пользовался невероятной популярностью. Он развивал скорость до 13 узлов, в то время как типичный британский корабль того же уровня достигал только 11 узлов. О нем говорили как о «лучшем корабле в своем классе», который «отвечает всем требованиям, предъявляемым к военным кораблям». Но, к сожалению (для Франции, во всяком случае), в 1747 году Invincible был захвачен Британией. Британские кораблестроители детально изучили его и пришли к выводу, что конструкция английских 74-х пушечных кораблей действительно устарела. В 1760 году британцы построили первый английский 74-хпушечник по новой разработке, корабль под названием Bellona («Беллона»). Длина его равнялась 168 футам, ширина 46 футам, осадка 20 футам, а масса 1810 тоннам. В течение следующих 20 лет Bellona оставался стандартом, по которому строили 74-х пушечные корабли.

Хосе Рамеро и Ланда (Jose Ramero y Landa) разработали новую конструкцию, которая ознаменовала появление нового класса судов, «San Ildefonso». Корабли этого класса пользовались наибольшим успехом. Один из первых его представителей, Montanes, был спущен на воду в 1794 году. Длина его составляла 190 футов, ширина 51 фут, осадка – 26 футов, а масса 1500 тонн. Вице-Адмирал, Хосе де Мацарнедо (Jose de Mazarnedo), говорил о нем: «Он идет по ветру подобно фрегату; обладает маневренностью лодки; широкой орудийной батареей ……, устойчив в любом положении и при любых обстоятельствах».

В состав любого флота входило довольно мало 80-ти пушечных кораблей. В 1740 году в Тулоне Каломбм (Coulomb) построил французский 80-типушечник, Tonnant, длинной 197 футов, шириной 50 футов, с осадкой в 24 фута и массой 2281 тонна. В 1798 году в Абукирском заливе во время сражения на Ниле этот корабль был захвачен Британией. Tonnant был вооружен тридцатью двумя 32-х фунтовыми, тридцатью четырьмя 18-ти фунтовыми орудиями и восемнадцатью 32-х фунтовыми карронадами. К 1780 году британцы полностью прекратили строить новые 64-х пушечные корабли и сосредоточились на 74-х пушечных, но время от времени создавали 80-типушечники. В 1783 году Британия спустила на воду корабль под названием Caesar («Цезарь»). Его длина составляла 181 фут, ширина 51 фут, осадка – 22 фута, а масса – 1992 тонны. На нем было установлено тридцать 32-х фунтовых, тридцать два 24-х фунтовых орудия, четырнадцать 9-ти фунтовых пушки на квартердеке и четыре 9-ти фунтовых на носовом баке. Прошло четыре года, и на воду был спущен корабль под название Foudroyant. Его длина составляла 184 фута, ширина – 50 футов, осадка – 22 фута, а масса - 2062 тонны. На его нижней орудийной палубе также размещались тридцать 32-х фунтовых орудия, а на верхней орудийной палубе – тридцать два 24-х фунтовых, но на квартердеке было четырнадцать 12-ти фунтовых, а на носовом баке - четыре 12-ти фунтовых пушки.

В 1782 году Соединенные Штаты построили первый линейный корабль America («Америка»). Длина его равнялась 182 футам, ширина – 50 футам, осадка – 23 футам, а масса 1982 тоннам. Сразу же после спуска на воду американцы отдали America Франции. В 1814 году американцы построили и взяли на вооружение военный корабль Independence («Независимость»). Его длина составляла 190 футов, что на четырнадцать футов превышало длину типичного британского 74-х пушечного корабля. Ширина Independence равнялась 50 футам, осадка – 20 футам, а масса 1914 тоннам. Этот корабль относился к разряду 74-х пушечных, но на самом деле на нем размещалось восемьдесят две 32-х фунтовые пушки. На нижней палубе были установлены длинноствольные орудия, стволы пушек на верхней палубе были средней длины, а на квартердеке и носовом кубрике располагались карронады. Мощь бортового залпа этого корабля – то есть общий вес ядер, вылетавших при одновременном залпе всех карронад, – достигала 2624 фунтов, а у типичного британского 74-хпушечника эта цифра равнялась 1964 фунтам.

Линейные 74-х пушечные корабли третьего класса служили флагманскими, входили в состав боевого построения, они служили доказательством могущества своей державы в иностранных водах, а при необходимости демонстрировали силу своего государства. Несмотря на то, что корабли третьего класса относились к последнему классу линейных кораблей, их ценили и уважали вне зависимости от их местоположения и рода деятельности.

Отредактировано Black Ledy [BB] (2006-12-29 13:13:59)

0

3

Средний галеон (Medium Galleon)

Основное назначение: Торговое судно
Длина по ватерлинии: 32 м
Ширина: 11.7 м
Грузоподъемность: 500 тонн
Вооружение: Легкие и средние пушки. С каждой стороны на верхней палубе расположено по 7 пушечных портов
Количество полигонов в трехмерной модели: 75,000
История

Перед тем, как начать разговор о галеоне, нужно познакомиться с карраком. Вероятно, именно каррак и был первым кораблем с полной оснасткой. Также в корпусе этого корабля впервые начали строить что-то вроде рубки. В эпоху великих географических открытий карраки были очень популярны. Эти корабли были достаточно просторны, и на них хватало места и многочисленному экипажу, и товарам, которые везли на родину из дальних странствий.

В 1519 году Магеллан (Magellan) вышел в кругосветное плавание именно на карраках. Бесспорно, самым известным карраком стало небольшое судно под названием Santa Maria («Святая Мария»), которое было флагманским кораблем Христофора Колумба (Christopher Columbus) во время его исторического путешествия в 1492 году. Но в конструкции каррака был один очень серьезный недостаток. Огромные надпалубные сооружения (по одной рубке на корме и носу корабля) сильно отяжеляли корабль, а при сильном ветре он и вовсе мог перевернуться. Это и произошло с Mary Rose («Мэри Роуз») в 1545 году. К тому же рубка на корабле затрудняла его движение, мешая ветру наполнять паруса.

В середине XVI века, конструкция каррака была изменена, в результате чего появился новый корабль под названием галеон. Галеон был гораздо более маневренным и управляемым судном. Рубка из носовой части корабля была перемещена ближе к корме, а длинный бушприт выдавался вперед. Была построена новая структура – фигурный нос корабля (head). Он начинался от передней части бака (выше носа) и дальше шел под бушпритом, сужаясь и переходя в резную фигуру на носу корабля. Этот участок использовался экипажем как уборная, и даже сегодня на морском языке слово «head» («голова») означает туалет. Были добавлены отдельные галереи – открытые балкончики по всему периметру вокруг кормы, которые позже стали частью офицерской зоны на корабле.

Несколько стран претендуют на первенство в изобретении галеона. Во всяком случае, в середине 1500-х годов наиболее мореходные нации быстро стали использовать галеоны, немного изменив первоначальную конструкцию корабля, так чтобы он полностью соответствовал их целям. В зависимости от величины, выделяли три вида галеонов: малый (100 – 400 тонн), средний (500 – 800 тонн) и большой (900 – 1200 тонн). Англия, Испания, Франция, Дания и Голландия разработали собственные оригинальные конструкции галеонов. В английском варианте в боковых частях нижнего корпуса корабля были проделаны отверстия, так чтобы на нижнюю палубу можно было устанавливать тяжелые пушки. Округлая конструкция каррака была изменена за счет киля, длина которого в три раза превышала его ширину. Размеры рубок, особенно носовой, значительно уменьшили, и корабль в целом стал гораздо меньше. В середине XVII века англичане отдавали предпочтение малым галеонам (кораблям весом 300 – 500 тонн), но испанцы для своих флотилий, перевозивших сокровища, выбирали огромные 1200 тонные суда.

Первым известным английским галеоном стал Golden Hind («Золотая лань»), малый галеон, флагманский корабль Сэра Фрэнсиса Дрейка (Sir Francis Drake), на котором он совершил кругосветное плавание. В самом начале путешествия, в которое Дрейк вышел 15 ноября 1577 года, это судно называлось Pelican («Пеликан»), а 20 августа 1578 года, когда он достиг Магелланова пролива (Straight of Magellan), корабль был переименован в Golden Hind. Длина этого галеона достигала 70 футов, ширина – 20 футов, его осадка равнялась 9 футам, а водоизмещение – 150 тоннам. На каждом борту было установлено по семь 4-хфунтовых орудий, а на корме и носу корабля еще по два 2-хфунтовых. Вторым английским галеоном, сыгравшим важную роль в истории, стал Mayflower («Майский цветок»). Его длина составляла 90 футов, ширина – 26 футов, осадка – 12 футов. Экипаж Mayflower насчитывал около 25 человек, а число пассажиров на борту корабля могло достигать почти сотни.

При упоминании о галеонах, сразу вспоминается Испания. Вероятно, это происходит потому, что там с середины 1500-х и до конца 1600-х годов в основном именно галеоны служили военными кораблями и океанскими торговыми судами. Но когда речь заходит об Испании и галеонах, сразу же вспоминаются походы за сокровищами, и мысль об испанских судах, заполненных богатствами нового света, волнует душу и воображение. Флотилии из кораблей, отправлявшихся за сокровищами, назывались flotas (флотс). Эти флотилии были неотъемлемой частью экономической системы, которая сложилась в начале трехвекового господства Испании в Новом Свете (New World).
Обычно флот состоял их кораблей разных типов. Тяжело вооруженные галеоны охраняли основную массу флотилии, которую составляли торговые суда (naos) (nao, в пер. с исп. парусник). Основное различие между нао и галеоном заключалось в количестве вооружения. В состав флота входило несколько паташей (patache – в пер. с исп. обслуживающее судно), маленьких исследовательских судов и рефьюзерзов (resfuerzos – в пер. с исп. вспомогательное судно), вспомогательных кораблей. Во главе флотилии стоял Capitana или флагманский корабль, и Almiranta или вице-флагманский корабль (помощник флагмана).

Трюмы кораблей, выходивших из Испании, были заполнены промышленными товарами, в которых так нуждались ее колонии в Новом Свете. Вначале флотилии отправлялись из Севильи (Seville), а позже из Кадиса (Cadiz). Они плыли вниз вдоль африканского побережья, пока не достигали островов Зеленого Мыса (Cape Verde Islands). Дальше при преобладающих пассатах они плыли на запад, и в конце концов попадали в Карибский бассейн. С этого момента корабли разделялись на две флотилии, одна из которых называлась Nueva Espana flota, а другая Tierra Firme flota (после 1648 года вторая флотилия получила название Los Galeones). Первая группа шла в Мексику (Nueva Espana – Новая Испания) и бросала якорь в порту Веракрус (Vera Cruz), а вторая направлялась в Южно-Американские материковые порты Картаген (Cartagena), Номбе де Диос (Nombe de Dios) и Порто Белло (Porto Bello).

В этих портах мореплаватели выменивали у Индейцев их богатства: золото, серебро, изумруды и другие драгоценные камни, шкуры животных, экзотичные сорта дерева, медь, табак, сахар, кошениль, индиго и многие другие ценные товары. А еще одна испанская флотилия под названием Manila Galleons пересекала Тихий океан и завозила сокровища с Востока в Акапулько (Acapulco) и Панаму (Panama). Затем весь этот ценный груз по суше переправляли к кораблям в Карибском бассейне. Среди товаров были имбирь, раковины каури, фарфор, шелка, бархат, дамаст (ткань парчового типа), лекарства, жемчуг и слоновая кость.

Проходил приблизительно месяц, в течение которого шла торговля с колониями, и флотилии уже были готовы возвращаться на родину. Два флота встречались в Гаване (Havana) и оттуда отправлялись обратно в Испанию. После того, как все корабли были отремонтированы, объединенная флотилия покидала Кубу и направлялась на север к Флоридскому проливу (Straits of Florida). Достигнув Гольфстрима (Gulf Stream), корабли ускоряли ход и шли вдоль Багам, постепенно беря курс на Азорские острова (the Azores) и Испанию. Такие флотилии с сокровищами регулярно привозили в Испанию товары на сумму от пяти до десяти миллионов золотых песо, что приблизительно соответствует 60 – 120 миллионам американских долларам по сегодняшним деньгам.

Испанские галеоны были невероятно прочными. San Mateo («Святой Матео»), средний галеон, построенный в Португалии, был одним из кораблей Испанской армады (Spanish Armada). Он весил 750 тонн и был вооружен 34 пушками. На его борту было 350 моряков, т.е. он был частью завоевательной армии. Когда Армада в 1588 году столкнулась с Флотом королевы Елизаветы (Elizabethan Navy), флагманский корабль Герцога Медины (Duke of Medina), San Martin («Святой Мартин») (1000 тонн, 48 пушек), был очень сильно поврежден в результате 107 прямых попаданий. San Mateo, выдержал град боковых залпов целой линии английских кораблей, после чего от его парусов и оснастки остались одни обрывки и обломки. Но, несмотря ни на что, с полным трюмом воды он упрямо шел вперед на помощь San Martin. Мгновенно San Mateo был окружен и обстрелян семнадцатью английскими линейными кораблями. Англичане, увидев то, что осталось от его палубы, решили взять судно на абордаж. На San Mateo обрушился град выстрелов, но даже после этого, корабль три раза успешно отражал атаки англичан. Выжившие испанские моряки открывали беспощадный огонь из мушкетов. Но в конце концов ему пришлось отступить. Однако, благодаря отважному поступку San Mateo, кораблю San Martin удалось скрыться.

Шведский корабль Vasa («Васа») был одним из самых крупных галеонов за всю историю. Его вес равнялся 1210 тоннам, длина достигала 201 фут, ширина – 38 футов, осадка – 15 футов, а вооружение составляли 64 орудия. Но, к сожалению, после спуска на воду в 1628 году, не обладая достаточной устойчивостью, он затонул, не пройдя и одной морской мили от начала своего первого плавания. Этой нелепой случайности можно было избежать, если бы адмирал, наблюдавший испытание на устойчивость, обратил внимание на то, что корабль чуть не опрокинулся, когда тридцать членов экипажа перемещались по палубе. Возможно, капитан этого корабля, Софринг Хэнсон (Sofring Hansson), плыл с открытыми нижними пушечными отверстиями, и пушки выкатились вперед, что привело к катастрофе на уже неустойчивом корабле. В любом случае, в 1961 году Vasa был поднят и восстановлен. Теперь этот галеон можно увидеть в Музее Васы (Vasa Museum) в Стокгольме или посмотреть его фотографию на сайте музея.

0

4

Флейта (Flute)

Основное назначение: Перевозка грузов
Длина по ватерлинии: 32.4 м
Ширина: 8.8 м
Грузоподъемность: 350 тонн
Вооружение: Легкие и средние пушки. С каждой стороны на верхней палубе расположено по 5 пушечных портов.
Количество полигонов в трехмерной модели: 85,000
История

Одна из самых интересных особенностей голландской флейты (flute - может писаться и как fluit, и как fluy) заключается в том, что этот парусник, похоже, первым за всю историю судостроения был создан так, чтобы отвечать определенным требованиям. Голландцы, втянутые в нескончаемую войну с Испанией, сильно нуждались в деньгах. Они рассчитывали, что смогут получить их, ведя международную торговлю. Поскольку теперь будущее их государства зависело от того, какие корабли они построят, им нужно было создать надежное, безопасное и недорогое судно. Недорогое в том смысле, что на его постройку, оснастку и экипаж должно было требоваться немного денег. К тому же этому паруснику был нужен большой и устойчивый к воздействию стихий грузовой трюм, в котором можно было бы перевозить любые грузы.

Флейта стала решением этой задачи. Впервые она была сконструированная Питером Джанцуном Лиорном (Pieter Janszoon Liorne) в 1594 году. Отношение длины корпуса первой флейты к бимсу (бимс - одна из горизонтальных поперечных балок, простирающихся от одного борта судна до другого) равнялось 5:1. Это означает, что они была очень длинная и узкая – подобно бокалу для вина, от которого и произошло ее название. Одна из отличительных черт флейты – это ее чрезвычайно узкая корма, которая к тому же была такая высокая, что ее делили на полу-палубу (half deck - палуба, закрывающая переднюю или заднюю половину судна или лодки), квартердек (quarter deck) и палубу юта (poop deck). У флейт большего размера была еще и вторая палуба, на которой можно было разместить несколько пушек. Но для того, чтобы их обслуживать, требовалось большее количество людей, к тому же дополнительные пушки снижали столь ценную грузоподъемность. Поэтому многие флейты были легко вооружены, а иногда ходили и полностью безоружными.

Масса флейт колебалась в пределах от 100 до 800 тонн, однако в основном размеры флейт были средними, поэтому такие корабли могли легко зайти в большинство гаваней, без проблем и задержек. Бывали случаи, когда отношение длины к бимсу достигало 6:1. В результате, подобный парусник медленно разворачивался, был довольно громоздким, хотя в целом и оставался устойчивым и управляемым.

С точки зрения торговцев, величайшим преимуществом флейт было то, что для их обслуживания требовалось достаточно небольшое количество людей. А чем меньше численность экипажа, тем меньше расходов на него требуется; к тому же в этом случае под продовольствие и другие припасы можно отвести гораздо меньше ценного грузового пространства. Численность экипажа, управлявшего обычной флейтой, была практически в три раза меньше той, которая требовалась для сравнительно более крупных судов. Известна одна норвежская 150-тонная флейта, экипаж которой насчитывал всего лишь семь человек и юнгу.

Для того, чтобы сократить численность экипажа, в оснастке флейт применялось множество новшеств. Размеры судов постоянно увеличивались, а в последние десятилетия перед созданием флейты, дошло даже до того, что их основные паруса (низко расположенные прямые) стали до смешного огромными и трудноуправляемыми. Особенно тяжело было вести подобные суда в близи границ портов или в узких реках, где береговые постройки мешали ветру, наполняющему именно такие низко расположенные паруса.

Оснастка флейты состояла из трех матч. Грот-мачта и фок-мачта несли топсели, но брам-стеньги на них не было. К тому же, по сравнению с нижними парусами, и парусами на других судах эти топсели были очень высоки. Они были чрезвычайно эффективны при ветре и в ненастную погоду флейта могла безопасно идти на одних топселях. В результате, размеры низких парусов были уменьшены; таким образом сравнительно небольшой экипаж мог легко с ними справляться.

Помимо небольших расходов на экипаж, строительство флейт тоже обходилось довольно дешево. Значительный вклад в эффективность конструкции внесло применение стандартизированного набора технических проектных решений. Подобная стандартизация была еще одним новшеством в истории современного кораблестроения. Примеру голландцев стремились подражать все остальные европейские государства.

Сорт леса, который применялся при строительстве флейт, тоже создавал дополнительную экономию. В то время, когда большинство кораблей строились из прочного дуба, для флейт использовалась сосна. Несмотря на то, что ее древесина была мягче и не так долговечна, сосна стоила дешевле, да и обрабатывать ее было легче. В результате сокращались расходы на рабочую силу, и уменьшалось время строительства.

Флейта оказалась настолько выгодна экономически, а Голландцы (частично благодаря этому) так преуспели, что вскоре эти корабли стали доминировать на торговых путях. Довольно быстро появились и специализированные варианты флейты, поскольку ее изначальная конструкция легко поддавалась различным изменениям. В корме флейт прорубали отверстия, и таким образом перевозили на них бревна, которые были длиннее самих кораблей. Трюмы «Северных флейт» («Northern Flutes») были влагонепроницаемыми, поэтому зерно в них перевозили насыпью, что было гораздо эффективнее, чем использование бочек или мешков. Для более опасных торговых трасс были построены более прочные и значительно лучше вооруженные флейты - «Стратсвадеры» («Straetsvaeder»). Они стали называться так, потому, что торговцам, чтобы попасть в страны Средиземного моря, приходилось пересекать Гибралтарский пролив.

К началу XVIII века ряд факторов (включая серию дорогостоящих войн с другими мощными европейскими державами) привели к тому, что Голландцы потеряли свое положение главной торговой нации в Европе. Несмотря на то, что Нидерланды все еще оставалась богатым и могущественным государством, золотой век флейт прошел – их вытеснили более мелкие суда, а также торговые корабли, построенные по типу фрегатов. В течение XVIII века строилось еще много флейт – говорили, что Месть Королевы Анны (Queen Anne's Revenge), знаменитый корабль Черной Бороды (Blackbeard), был флейтой, построенной в Британии в начале 1700-х годов – но характерные особенности этих парусников постепенно смешивались с более традиционными корабельными конструкциями. Приблизительно к 1800-м годам все, что осталось от флейты, это наиболее важные идеи, которые были использованы при ее создании: эффективная конструкция, легкое управление, маневренность, стандартизация технических решений.

0

5

Корвет / Военный шлюп (Corvette)

Основное назначение: Нападения (агрессивные атаки)
Длина по ватерлинии: 23 м
Ширина: 7 м
Грузоподъемность: 200 тонн
Вооружение: 6 поворачивающихся орудий;
легкие и средние пушки, всего 8
Количество полигонов в трехмерной модели: 76,000

История

Четких критериев, по которым тот или иной корабль можно было бы отнести к классу военных шлюпов, вероятно, нет. «Шлюпом» обычно называют маленькое одномачтовое судно. Первые военно-морские шлюпы, построенные с определенной целью, были спущены на воду в 1666 году. Это были одномачтовые корабли, длиной около 50 футов и весом около 50 тонн. Их вооружение состояло из четырех пушек (не считая поворачивавшихся). Однако с годами шлюпами стали называть довольно разные суда – от небольших прогулочных лодок до военных кораблей с полной парусной оснасткой. Чтобы еще больше все запутать, британское Адмиралтейство смешало в один класс бриги, бригантины, шнявы (двухмачтовые морские парусные суда) и даже несколько типов кечей. Мы будет считать военным шлюпом корабль с одной палубой. У некоторых вся палуба была в одном уровне, у других были небольшие квартердеки, но фактически ни один из этих кораблей не обладал носовым кубриком. Военные шлюпы с полной оснасткой были трехмачтовыми – для того, чтобы корабль считался «настоящим», ему были необходимы бизань, грот- и фок-мачты. Вооружение их составляли от 14 до 20 орудий, каждое от 4-х до 8-ми фунтов. На более поздние модели шлюпов устанавливали 12-футовые карронады.

Военные шлюпы – для краткости «корабли-шлюпы» («ship-sloops») – внешне были очень похожи на миниатюрные фрегаты. Они служили крейсерами, разведчиками, сопровождали колонны, с ними доставляли срочные сообщения. На самом деле, шлюпы использовались практически так же, как и фрегаты, в то время когда вторых не оказывалось под рукой, или же стратегически более выгодно было отправить их на другие задания.

Один из самых первых судов, которые можно отнести к классу военных шлюпов, был Berlin («Берлин»). Berlin стал одним из первых кораблей, совершавших чартерные рейсы (так называемый «наемный корабль»). Основатели Бранденбургского флота отдали корабль, в те дни считавшийся фрегатом, в распоряжение принца Фредерика Вильяма (Prince Frederick William), при котором началось преобразование Бранденбурга в Пруссию. Berlin был построен в 1674 году на верфях в Зеландии; его длина составляла 80 футов, ширина – 22 фута, а вооружение – 16 пушек. Он был слишком мал для корабля, который можно бы было отнести к фрегату XVIII века, какими мы их сейчас представляем.

Однако, в своем время Berlin был очень известным кораблем. В 1675 – 1680 года, когда его капитаном был датчанин К. Рирс (C. Reers), а экипаж насчитывал 70 – 100 человек, этот шлюп совершил много замечательных подвигов: участвовал в атаке на шведскую крепость Карлсбург (Karlsburg); преследовал французский пиратский фрегат La Royale de Dunquerque и одержал победу над ним; захватил шведские корабли Leoparden, Diederik, и Maria на Балтийском море; одержал победу над еще одним шведским кораблем Enhorn; сопровождал Бранденбургскую Армию во время перехода от Пеенемунде до Ругенских островов, и наконец великолепно захватил 50-ти пушечный испанский корабль Carolus 2nd («Каролас Второй»). Тогда было просто невероятно, чтобы 16-ти пушечный корабль завладел 50-ти пушечным, да и в любую эпоху это нечто поразительное. Раз за разом Berlin подтверждал достоинства своей конструкции и доблесть экипажа.

До XVIII века британское Адмиралтейство либо покупало, либо нанимало корабли, которые могли служить им военными шлюпами. Но в 1709 году Морской Совет окончательно убедил Адмиралтейство в том, что на верфях Военно-морского флота можно строить суда и получше. Типичным примером стал Seahorse («Морской конек»): его длина составляла 76 футов, ширина – 22 фута, осадка – 9 футов, а вес равнялся 161 тонне. На борту этого корабля было четырнадцать 4-хфунтовых орудия. Он относился к кораблям Шестого ранга по морской классификации. В период формирования государственных военно-морских сил, где-то между 1719 и 1750 годами, в списках британского флота всегда насчитывалось в среднем 18 военных шлюпов различного размера и конструкции.
Первым специально построенным военным шлюпом стал корабль его Величества Favorite («Фаворит»). Его постройка была завершена в 1757 году. По конструкции, разработанной Томасом Слейдом (Thomas Slade), корабль располагал расширенным квартердеком и более вместительным корпусом, что позволяло ему дольше оставаться в море. Длина Favorite составляла 96 футов, ширина – 27 футов, осадка – 8 футов, а его вес равнялся 309 тоннам. На его борту было шестнадцать 6-фунтовых пушек. Другой военный шлюп, Swan («Лебедь») был вооружен только 14-ью пушками. Его длина составляла 96 футов, ширина – 27 футов, осадка – 13 футов, а вес равнялся 300 тоннам. 6 сентября 1776 года Favorite был захвачен американцем, капитаном корабля колониального правительства Providence («Провидение»), Джоном Полом Джонсом (John Paul Jones).

В течение поколения корабли-шлюпы были довольно схожи и по размерам, и по конструкции. В 1790-е года Морской Совет, наконец, прислушался к мнению конструкторов, которые утверждали, что британские корабли слишком короткие, и стал строить значительно более длинные суда. Бесспорно, корабли-шлюпы только выиграли от такого запоздалого удлинения корпуса. Наиболее удачный корабль этого класса, Cormorant («Баклан»), стал образцом для Британии вплоть до 1800-х годов. Cormorant был построен в Ротерхизе (Rotherhithe); его длина составляла 108 футов, ширина – 30 футов, осадка – 9 футов, а вес равнялся 422 тоннам. Первоначально его вооружение составляли шестнадцать 6-фунтовых орудий. К 1805 году, вопреки совету строителей, количество пушек увеличили до 26. Дополнительный вес этих орудий – в целом около 10 тонн – значительно ухудшил мореходные качества корабля.

Долгое время в течение XVIII века и после, военным кораблем самой низкой категории в военно-морском флоте считался фрегат 6-го класса, имевший на вооружении не менее 20 пушек. Таким образом, военные шлюпы, которые были меньше, чем фрегаты и гораздо легче их вооружены, были одними из самых крупных неклассифицированных морских судов. Однако, интересно, что офицер не имел права командовать военным кораблем любого класса до тех пор, пока не получал звания Капитан 1 ранга (Post Captain). Кто же в таком случае управлял военными шлюпами?

Для того, чтобы ответить на этот вопрос, нужно проследить историю появления термина Штурман (Master). Корни его уходят в средневековую Англию, когда это звание носили капитаны торговых судов. После того, как армия переделала эти суда в военные корабли, было принято мудрое решение оставить на борту людей, которые хорошо знали особенности управления ими. Таких людей стали называть гражданскими штурманами (civilian Masters). По своему рангу они подчинялись военным капитанам, но именно в их обязанности входило полностью отвечать за рабочее состояние и ход корабля. По мере развития Военно-морского флота капитаны становились все более опытными и приобретали знания в области технических аспектов морского дела, но все-таки Штурман оставался тем, кто отвечал за навигацию, вел бортовые журналы и загружал трюмы.

Классифицированными военными кораблями командовали капитаны 1 ранга. Такие суда были достаточно вместительными, поэтому в состав экипажа входил и Штурман. На военных шлюпах все было по-другому. Они были слишком малы и на них не хватало места одновременно и капитану, и штурману, поэтому обе роли там выполнял один человек в звании Штурмана-Командующего (Master and Commander).

0

6

Бриг.
Бриг - это двухмачтовое морское судно с прямыми парусами на обеих мачтах. Бриги XVII-XIX веков имели водоизмещение 200-400 т. Длина их доходила до 32 м, ширина 8-9 м, осадка достигала 4 м. Ход - 12 узлов. В военном исполнении бриг имел одну открытую батарейную палубу, несущую от 10 до 24 пушек. Экипаж составлял 120 человек. Бриги использовались для разведывательной, крейсерской, дозорной, посыльной служб и конвоирования торговых судов.
Фрегат.
В парусном флоте фрегат - это трехмачтовый военный корабль, второй по величине после линейного корабля. Фрегаты имели две батарейные палубы, несущие до 60 пушек. Парусное вооружение на фрегатах, как правило, было прямое. Эти корабли обладали достаточной устойчивостью для океанских переходов, по скорости хода превосходили линейные корабли. Предназначались, главным образом, для крейсерства и разведки. Английское правительство, снаряжая экспедиции против пиратов, как правило вооружало их фрегатами. Так было с экспедицией капитана Кидда. Сами пираты и флибустьеры не жаловали фрегаты из-за невысокой скорости, предпочитая им более скоростные и маневренные шлюпы.

Каравелла
Слово каравелла произошло от голландского "каравель". Часто сами испанцы и португальцы суда такого типа называли нао или каррака, впрочем один и тот же тип судов мог иметь различные названия, в зависимости от флага страны , под которым он плавал. Прототип каравеллы впервые был изготовлен на Средиземном море еще в античные времена. На похожих судах римляне, и позднее итальянцы, перевозили коммерческие грузы. Именно каравеллы начали эру великих географических открытий. В экспедиции Колумба были три каравеллы "Санта -Мария", "Пинта" и "Нинья". "Санта -Мария" имела длину 23 м, ширину 6,7 м, осадку 2,8 м. Парусное вооружение - фок-мачта с прямым парусом, грот-мачта и бизань-мачта несла треугольный латинский парус. "Санта -Мария" как флагман несла четыре двадцатифунтовые пушки, шесть двенадцати- и восемь шестифунтовых пушек. Экипаж насчитывал 90 человек. Водоизмещение флагмана было около 200 т. "Пинта" была длиной 20 м, шириной 7,3 м, осадка 2 м, водоизмещение около 140 т. Экипаж насчитывал 65 человек. Самая маленькая каравелла "Нинья"имела длину 17,3 м, ширину 5,6 м, осадку 1,9 м и водоизмещение 90 т., в ее экипаже было 40 человек. Каравелла "Нинья " имела парусное вооружение из латинских парусов. Как видим сами каравеллы достаточно различались между собой. Корабли такового типа считались самым удачными для путешествий и грузовых перевозок и плавали в средиземном , балтийском морях, а так же в мировом океане . На каравеллах португальцы обогнули Африку и достигли островов пряностей, испанцы открыли Америку и совершили кругосветное путешествие.

Галиот

Галиоты строились на многих верфях России. "Родом" галиот из Голландии, он имел грузоподъемность 60 -200 тонн. На судне были две мачты грот и бизань. Судно было достаточно универсально , его охотно использовали рыбаки, на нем перевозили грузы. В промысловом варианте чаще встречались одномачтовые галиоты. Двухмачтовые галиоты имели грот и бизань мачты с гафельным парусным вооружением. Впереди грота ставились три треугольных паруса - фор-стаксель, кливер и "летучий" кливер. Судно имело бушприт.

На гравюре французского художника иллюстрировавшего мемуары полковника Беневского изображен корабль, на котором камчатские беглецы совершили свое плавание. Изображенное судно напоминает скорее фрегат , чем небольшой галиот. Художник, никогда не видевший судно (оно было продано в Китае Беневским), наверняка никогда не бывал и в порту и, вероятно, срисовал это судно с другой гравюры. Впрочем, в наличии творческого воображения у иллюстратора можно убедиться посмотрев на гравюру, изображающую "путешествие по Сибири" : по ветру развеваются романтические кудри, едут почему-то на собаках .

Шебека

Шебека была популярна у пиратов Северной Африки, обладала хорошей скоростью хода она могла ходить как под парусами так и на веслах. На Средиземном море ей не было равных. Шебека имела длину по палубе 25-35 метров и развитую парусность латинского типа. На всех трех мачтах ставились треугольные паруса, но при благоприятном ветре судно могло нести и прямые паруса. Один из алжирских капитанов шебеки сказал, что его матросы выполняют работу трех экипажей судна с прямым парусным вооружением. Если с кормы дул легкий ветерок, то на фок- и грот-мачтах ставили реи с широкими прямыми парусами. При ходе в галфвинд и бейдевинд прямые паруса убирали вместе с реями, а на их место ставили длинные латинские рю с треугольными парусами. Если же ветер усиливался до штормового то убирали длинные рю с большими парусами, а на их место ставили короткие рю, которые несли маленькие треугольные паруса.

Пиратская китайская джонка, 1800 год.
Примерно такие небольшие мореходные джонки использовали пираты, разбойничавшие около южно-китайского побережья, а так же торговцы. Пираты часто захватывая купеческий корабль и переоборудовали его в военный. Так корабль, первоначально построенный под перевозку груза, оборудовался пушечными окнами в фальшбортах, пушки устанавливались так же на борту и корме судна. Пиратская вольница, обитавшая на южно-китайском побережье, в начале XIX века, имела до 800 таких кораблей на своем вооружении.

Возможно для европейского глаза такой корабль казался неуклюжим и примитивным, но джонки этого типа обладали исключительно хорошими мореходными качествами и были достаточно быстроходны. С большим экипажем хорошо вооруженная джонка представляла серьезную угрозу для безоружных коммерческих кораблей.

Португальская каррака XVI-XVII веков.
Карраками эти корабли называли англичане и португальцы, а сами португальцы их называл - нао. Нао-карраки были пожалуй самыми крупными европейскими кораблями своей эпохи. Каррака была слабо вооружена, обладала не лучшими мореходными качествами, но сильной стороной этого вида судов была отличная устойчивость в шторм. Карраки считалась почти не потопляемыми.

За свою историю существенно изменились размеры каррак. До 1540 года они были водоизмещением 300-400 тонн, то есть не так уж и велики. Через пятнадцать лет их водоизмещение выросло до 900 тонн, причем они почти всегда были перегружены, и их мог настичь в море любой корабль. Король Португалии Себастьян издал в 1570 году указ, по которому водоизмещение нао не должно превышать 450 тонн. Однако, после присоединения Португалии к Испании, об указе быстро забыли. Желающих нагрузить карраку своими товарами было много, и к концу века водоизмещение каррак достигло 1200 тонн. Однако некоторые корабли были еще больше , например захваченная англичанами каррака "Богородица", имела водоизмещение 1600 тонн - не так уж мало даже по современным меркам.

Португальские карраки обычно строились четырехпалубными. Для постройки нао в Бирме покупалось тиковое дерево , которое не боится червя. Такие корабли были дешевле и служили значительно дольше. Португальская каррака "Пять ран Христа", построенная в Гоа, совершила между 1560 и 1584 годами восемь путешествий в Европу - рекорд почти не мыслимый для тех лет.

Борта карраки обычно окрашивались в черный цвет. Сохранилось несколько японских ширм с изображением каррак.

Карраки были приспособлены к тому , что бы выдерживать жестокие штормы : за все годы лишь одна каррака утонула во время тайфуна.

Испанский галион XVI-XVII веков.

Колонизация вновь открытых обширных территорий требовала увеличения объемов перевозимых товаров. Поэтому Испанской империи требовалось огромное количество вместительных и больших кораблей универсального типа , которые могли бы дать отпор пиратам , не утонуть в шторм и доставить большие объемы ценного груза в порт назначения. В начале освоения Америки грузы перевозили на небольших галионах. Но они часто тонули в шторм и еще чаще становились добычей морских разбойников. Поэтому испанцы разработали строго регламентированную систему конвоев , в портах строились мощные укрепления. Число судов в конвоях нередко достигало 100-150 кораблей. Позже стали строить галионы специально для дальних плаваний. Их водоизмещение доходило до 2000 тонн. Желанной добычей любого пирата был испанский галион, груженный золотом и пряностями. Пересечь Тихий океан с Филиппин - самой дальней испанской колонии - до Мексики имел больше шансов большой корабль. В 1571 году испанский король приказал для обеспечения безопасности перевозок отправлять с Филиппин в Мексику лишь один корабль в году. Для такого рейса был необходим очень вместительный и хорошо вооруженный корабль - скоростью и маневренностью при этом пришлось пожертвовать. Галионы практически не могли передвигаться при противном ветре.

Манильские галионы были неуклюжи и громоздки, в плане они схожи с яйцом , высота их часто равнялась длине. Это достигалось тем, что над четырьмя палубами галиона возвышались еще бортовые и кормовые надстройки подобные башням. Борта этих кораблей были до метра в толщину , и в прорезанных в них квадратных отверстиях поблескивали широкие дула медных пушек . Помимо пушек галионы снабжались катапультами. Галионы были украшены резьбой и позолотой ; на столбах были установлены высокие фонари. Над галионами развивалось множество флагов , знамен, вымпелов , которые были немногим меньше чем парус.

0

7

Суда пиратов.

Ведя разговор о пиратстве нельзя обойти молчанием корабли, на которых плавали пираты,не только мужчины,но и женщины ,хотя разумеется, в качестве пиратского могло выступать практически любое судно. В известной мере пиратство способствовало прогрессу судостроения, поскольку пиратам нужны были самые совершенные и быстроходные суда.
Пиратским судном мог стать любой захваченный корабль. Ниже приведены разновидности судов, на которых могли плавать и плавали корсары и пираты: Галеон, Когг, Бирема, Каравелла, Либурна, Галеас, Триера, Пантера, Дромон, Суда этруссков.
В древности флот был исключительно гребной, на корабле устанавливалась только одна мачта с парусом, которым пользовались лишь при попутном ветре. Таким образом, основной движущей силой являлась сила человека.Для получения мощности, равной 100 л.с., необходимо было около тысячи гребцов. Желание увеличить число гребцов на относительно коротком судне побудило сажать их в два и более рядов друг над другом. Так, после унирем - судов с одним рядом весел - появились биремы, триремы (триеры) и др., соответственно с двумя, тремя и более рядами весел.
Постепенно, однако, парус получал все более широкое применение. Стали появляться суда, ходящие только под парусом: нефы и когги.Развитие парусного флота доказало нерациональность применения гребно-парусных судов, так как при равном водоизмещении с парусным кораблем вес орудийного залпа галеаса был в несколько раз меньше, а команда много больше. Строительство их прекратилось после XVII века.
Характерной особенностью судов западноевропейских стран в средние века было украшение парусов рисунками гербов, фигурами людей, крестами, так что паруса походили скорее на большие знамена. Корабельные флаги порой достигали столь больших размеров, что их концы волочились по воде.
Не только стремление исследовать земной шар подталкивало государей Европы снаряжать морские экспедиции. Здесь была налицо и более прозаическая причина - обогащение за счет захвата чужих земель, золота, серебра, пряностей и рабов. Поэтому экспедиции Христофора Колумба, Васко да Гама, Фернандо Магеллана, как и многих других, можно отнести к разряду пиратских.Вслед за первооткрывателями сотни и тысячи кораблей ринулись в поисках новых земель и богатств. Началась эпоха Великих географических открытий.
Помимо пиратов-европейцев, широкую известность приобрели пираты мусульманских стран, основными базами которых были берега Африки вдоль Средиземного моря.Пираты варварийского берега Африки - турки, арабы, мавры - нападали на всякое европейское судно, которое только могли осилить. Они были менее кровожадны и более практичны, чем европейские пираты, не убивали людей, а брали их в плен и продавали на рынках Египта, Туниса, Алжира и Турции; кроме того, здоровые молодые мужчины нужны были им самим для пополнения команды подневольных гребцов. Молодые белые женщины высоко ценились на восточном рынке, их охотно покупали для гаремов, а за детей состоятельных и знатных родителей пираты брали хороший выкуп.В течение всего периода Средних веков и Новой истории пираты имели надежное убежище и крепкую организацию в Северной Африке. В XV и XVI веках бассейн Средиземного моря стал ареной ожесточенной борьбы между христианскими державами и мусульманской Турцией. В войнах на море немаловажную роль сыграли варварийские пираты, и, в частности, пиратское государство в Северной Африке во главе с султанами братьями Барбаросса.
С огнестрельными орудиями европейцы познакомились также у арабов. Их называли мадфаа, что по-арабски означает "выдолбленная часть". А в XIV веке огнестрельное оружие распространилось по всей Европе.Первый с исторической достоверностью установленный случай применения огнестрельного орудия в европейских войнах имел место на итало-германской границе во Фриоле в 1331 году во время нападения на город Чивидале двух рыцарей Крейцберга и Шпангенберга. Судя по тексту хроники, орудия были малого калибра и никому вреда не причинили.В 1340 году при осаде крепости Терни папские войска применяли "гремящие трубы", метавшие болты, а в 1350 году во время осады замка Сауэроло бомбарды, стрелявшие круглыми пулями массой около 0,3 кг.Французы впервые использовали пушки при осаде города Пюи-Гийома в 1338 году.
Эпоха морской огнестрельной артиллерии началась с того самого дня, когда арагонский король дон Педро IV, будучи осажден в 1359 году в Барселоне кастильским королем, вооружил один из своих кораблей большой бомбардой и произвел первый выстрел. По свидетельству очевидца, королевская бомбарда при помощи огня и "искусственного пороха" стала бросать снаряды и в два выстрела сбила бойницу и мачту неприятельского корабля.
Для установки огнестрельного оружия в корпусах судов стали делать вырезы в районах размещения пушек. В походе эти вырезы закрывались парусиной, но это не создавало непроницаемости надводного борта. Изобретение в 1500 году французским корабелом де Шаржем запирающегося "пушечного порта" открыло новую эру в судостроении и мореплавании. Закрытый пушечный порт позволил увеличить число орудий на судне за счет установки их не только в надстройках и на верхней палубе, но и на нижних палубах. При этом также создалась возможность разместить более тяжелые орудия на нижних палубах, а это повысило остойчивость судна.
Впоследствии размеры портов и расстояния между ними стали выбирать в зависимости от диаметра ядра; межцентровая величина между двумя соседними портами должна была составлять примерно 25 диаметров ядра, а длина и высота порта- соответственно 6 и 6,6 диаметра. Нижний косяк порта находился над палубой на высоте, приблизительно равной 3,5 диаметра ядра.

0

8

Ведя разговор о пиратстве нельзя обойти молчанием корабли, на которых плавали пираты, хотя разумеется, в качестве пиратского могло выступать практически любое судно. В известной мере пиратство способствовало прогрессу судостроения, поскольку пиратам нужны были самые совершенные и быстроходные суда. Поскольку этот сайт все же не о кораблях, но о людях, я буду весьма краток и остановлюсь лишь на самых распростаненных типах судов, в то время как о каждом из них можно написать отдельную книгу.

В древности флот был исключительно гребной, на корабле устанавливалась только одна мачта с парусом, которым пользовались лишь при попутном ветре. Таким образом, основной движущей силой являлась сила человека. Известно, что она приблизительно равняется 1/10 лошадиной силы (л.с.). Следовательно, для получения мощности, равной 100 л.с., необходимо было около тысячи гребцов. Желание увеличить число гребцов на относительно коротком судне побудило сажать их в два и более рядов друг над другом. Так, после унирем - судов с одним рядом весел - появились биремы, триремы (триеры) и др., соответственно с двумя, тремя и более рядами весел.

Постепенно, однако, парус получал все более широкое применение. Стали появляться суда, ходящие только под парусом: нефы и когги.

Развитие парусного флота доказало нерациональность применения гребно-парусных судов, так как при равном водоизмещении с парусным кораблем вес орудийного залпа галеаса был в несколько раз меньше, а команда много больше. Строительство их прекратилось после XVII века.

Характерной особенностью судов западноевропейских стран в средние века было украшение парусов рисунками гербов, фигурами людей, крестами, так что паруса походили скорее на большие знамена. Корабельные флаги порой достигали столь больших размеров, что их концы волочились по воде.

Не только стремление исследовать земной шар подталкивало государей Европы снаряжать морские экспедиции. Здесь была налицо и более прозаическая причина - обогащение за счет захвата чужих земель, золота, серебра, пряностей и рабов. Поэтому экспедиции Христофора Колумба, Васко да Гама, Фернандо Магеллана, как и многих других, можно отнести к разряду пиратских, хотя повторяю, мой сайт никого не клеймит и не осуждает.

Вслед за первооткрывателями сотни и тысячи кораблей ринулись в поисках новых земель и богатств. Началась эпоха Великих географических открытий.

Помимо пиратов-европейцев, широкую известность приобрели пираты мусульманских стран, основными базами которых были берега Африки вдоль Средиземного моря.

Пираты варварийского берега Африки - турки, арабы, мавры - нападали на всякое европейское судно, которое только могли осилить. Они были менее кровожадны и более практичны, чем европейские пираты, не убивали людей, а брали их в плен и продавали на рынках Египта, Туниса, Алжира и Турции; кроме того, здоровые молодые мужчины нужны были им самим для пополнения команды подневольных гребцов. Молодые белые женщины высоко ценились на восточном рынке, их охотно покупали для гаремов, а за детей состоятельных и знатных родителей пираты брали хороший выкуп.

В течение всего периода Средних веков и Новой истории пираты имели надежное убежище и крепкую организацию в Северной Африке. В XV и XVI веках бассейн Средиземного моря стал ареной ожесточенной борьбы между христианскими державами и мусульманской Турцией. В войнах на море немаловажную роль сыграли варварийские пираты, и, в частности, пиратское государство в Северной Африке во главе с султанами братьями Барбаросса

0


Вы здесь » Береговое Братство » Устройство корабля » История караблестроения