Истоки пиратства
Слово "пират" (по-латыни pirata) происходит в свою очередь от греческого peirates, с корнем peiran ("пробовать, испытывать"). Таким образом, смысл слова будет "пытающий счастья". Этимология свидетельствует, насколько зыбкой была с самого начала граница между профессиями мореплавателя и пирата.
Кто же становился пиратом. Существует две точки зрения и обе они были довольно хорошо описаны Сабатини и Стивенсоном. Первая - в пираты попадали в силу различных жизненных обстоятельств и немногие сумели сохранить свои моральные устои. Наглядный пример - "Хроники капитана Блада". Вторая -это отбросы морского братства, этакая морская "братва". Они хорошо описаны в детском романе "Остров сокровищ".
И в самом деле, совершенно бытовые мотивы заставляли заниматься пиратством. Иногда - безысходная бедность, иногда всепоглощающая алчность. Бесспорно одно - пираты преследовали одну лишь цель - личное обогащение. Ремесло пирата было крайне опасным: попавших в руки правосудия, пиратов вешали на реях, не задумываясь. Будучи схваченным на берегу, пирата ждала не лучшая участь: либо веревка, либо пожизненная каторга. Весьма редки были случаи, когда пираты обладали мощным, хорошо вооруженным судном, чаще это были небольшие, но очень быстрые корабли. Еще реже были случаи боя пиратского судна с военным кораблем: для пиратского корабля это было бессмысленно и чрезвычайно опасно: никаких сокровищ на военном корабле нет, зато есть много пушек и солдат и полностью снаряжено именно к морскому бою.
Одиноко плывущее купеческое судно, или простая рыбацкая шхуна - как раз жертва для пирата. Почти до конца XVIII века разница между торговым и пиратским флотами была невелика. В те времена вооружалось практически всякое судно, и бывало так, что мирный торговый корабль, встретив в море собрата, но более слабого по вооружению, брал его на абордаж. Затем пират-купец привозил груз и как ни в чем не бывало продавал его.
Само пиратство как вид деятельности возникло в глубокой древности. Есть все основания полагать, что в тот день, когда первый торговец нагрузив свою выдолбленную из ствола лодку, отправился в путь, его уже поджидал и ближайший сосед - первый пират. Чаще всего морской разбой был побочным занятием прибрежных племен, а позже, возникших вместо них государств. Торговцы и воины, первооткрыватели и пираты, безродные скитальцы и изгнанники-аристократы, владыки древних держав и основатели новых, искатели приключений и изобретатели лучших в мире кораблей. Обычно, пиратство и торговля шли вместе и использовались, в зависимости от соотношения возможностей и целей. К примеру, финикийцы заслужили среди народов Средиземного моря славу не только торговцев, но и работорговцев и морских разбойников. И наоборот, викинги не всегда пробивали себе путь огнем и мечом.
Новые народы на новых кораблях выступили претендентами на звание властителей новых земель и новых морей - теперь уже не античных, а тех, чьи названия в основном сохранились до наших дней. Многие из этих морей все еще оставались таинственными и пугающими, их объединяли общим и весьма красноречивым понятием - Море Мрака. Но свет, зажженный некогда на Востоке, набирал силу. Этот свет осветил в конце концов скалистые фьорды Скандинавии - и повернул вспять. Его мощные лучи проникли далеко в Море Мрака и обнаружили в нем огромные неведомые земли. Эстафета была принята. Мореплаватели Средних веков выказали себя достойными продолжателями подвигов своих античных предтеч, они пошли дальше них и завершили здание новой Ойкумены - обитаемого мира, в чьих лабиринтах заблудился бы самый опытный полководец древности.
В средние века с именами пиратов связаны множество географических открытий, ибо профессия превращала их в лучших моряков своего времени. Хотя, конечно основной целью этих открытий был конечно же грабеж а не освоение открытых территорий.
В наиболее известной нам форме пиратство расцвело в XVII веке в Карибском море. Открытие Колумбом Нового света привело к завоеванию испанцами огромных владений в Центральной и Южной Америке и захвату ими несметных богатств на покоренных территориях. Это создало новые богатейшие торговые пути, которые вскоре привлекли к себе алчные взгляды не только пиратов, но и менее удачливых конкурентов Испании. При молчаливой поддержке Англии, Франции, Голландии флибустьеры обосновываются на островах Вест - Индии и начинают охоту на корабли Золотого и Серебрянного флотов. В конечном итоге, они сыграли свою роль в закате могущества Испанской империи.
Одновременно, и несколько позже приходится и пик морского разбоя в Индийском океане, где основной базой пиратов стал остров Мадагаскар. Однако здесь пиратство более носило вид колониальных разбоев и войны "всех против всех". На смену португальцам в XVI веке, и голландцам в XVII веке, с XVIII -го приходят французы и англичане. В Средиземном же море этот период - время полного господства берберийских пиратов, базирующих на территории Алжира и других государств Магриба. В пик своего могущества, при легендарном Хайраддине Барбаросса они были не только полными хозяевами Средиземноморья, но и совершали дерзкие походы к северу, вплоть до Исландии. Только к концу XVIII века европейским государствам удалось в основном покончить с пиратством в этом регионе.
Казалось бы, с наступлением XX века, пиратство должно было стать достоянием истории. Однако наше время вызвало к жизни новую разновидность пиратства, явление сугубо нашего времени - рейдерство . Страной, пославшей в Первой и Второй мировых войнах рейдеры для войны на торговых коммуникациях была Германия. Неблагоприятное для этого государства соотношение сил военно - морских флотов стало причиной широкого использования пусть государственного, но пиратства на просторах Мирового океана. И хотя это не спасло Германию от поражения, ущерб для ее противников намного превысил расходы на его организацию.
И в наше время пиратство не стало достоянием истории. То и дело в сводках новостей мелькают рассказы о нападениях на сухогрузы и танкеры. Поэтому не будем ставить точку, а лучше поставим многоточие...
Но сначала обратимся к истокам, хотя впрочем это совсем другая история.